Суровая правда российского «глянца»

21.02.2011

«Новая газета» опубликовала подсчеты Федеральной антимонопольной службы о том, насколько завышают свои тиражи российские глянцевые и специализированные журналы. В среднем, получается, — в три раза.

Способ подсчета был прост. Большинство этих изданий печатаются в братской и солнечной Финляндии (ибо типографская отрасль  в России развалена или неконкурентоспособная). Поэтому узнать реальный тираж можно через Таможенную службу России.

Одним из лидеров по накрутке стал журнал «Медведь» — у него заявленный тираж в почти 9 раз выше реально ввезенного и зарегистрированного на таможне (вместо 84 тысяч заявленных реально ввозится в страну лишь около 9 тысяч экземпляров).

Впрочем, есть в этом «рейтинге» и другие подобные примеры. Но обвинять издателей в мошенничестве глупо — они под этим соусом сдирают деньги с рекламодателей. Конечно, многие из них неприятно удивятся тому, что издание, полоса рекламы в котором может стоить до 10 тысяч долларов (и даже выше), в реальности читает в 3 раза меньше народу.

Но давать деньги они все равно не перестанут. Во-первых, потому что в рекламной индустрии в РФ полностью отсутствует даже понятие аудита. Во-вторых, рекламные бюджеты крупных компаний, как правило, распиливаются на раз и два, а страничка в пафосном «бизнес» или глянцевом журнале является нужным прикрытием перед начальством — мол, вот труды наши.

Однако мы хотим еще больше огорошить и рекламодателей, и самих уважаемых издателей. В исследовании антимонопольной службы из чувства гуманизма не приводятся реальные тиражи изданий по продажам. То есть, с учетом так называемого «возврата» — нераспроданного тиража.

У дорогих глянцевых журналов норма невозврата — от 25 до 40 процентов от поставленного в распространительскую сеть тиража. Данные эти легко можно проверить — достаточно просто поинтересоваться у киоскеров, продающих глянцевую древесину.  Если же считать с учетом этого фактора, то весь пафос и гламур российского издательского бизнеса просто исчезают.

К примеру, журнал ROLLING STONЕ. Заявленный тираж — 110 тысяч, реально ввозится в Россию около 30 тысяч экземпляров. Распродается, по всей видимости, не более 15-20 тысяч экземпляров. Это на всю страну и в лучшем случае. Если представить, что журнал в среднем читает 2 человека, то совокупная аудитория такого модного глянца составит лишь максимум 40 тысяч человек. Это в полтора раза меньше, чем аудитория нашего скромного блога, для сравнения.

Так что, пора бы господам рекламодателям потребовать серьезных скидок от «глянца». А еще лучше — научиться грамотно вести рекламные компании в Интернете. Это и дешевле, и дает аудиторию, несравнимую ни с каким глянцем (да, да, «нас читают руководители, бизнесмены и элита» — оставим эти разводки для совсем лохов). На самом деле глянец читают российские подростки, зажилившие у родителей денег на семки и пиво, и пропащие домохозяйки.

Tags: , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *