Сергей Собянин: часовенных дел мастер

25.03.2011

Прошло почти полгода мэрства Собянина, и уже видно, что из себя представляет новый градоначальник и чего ждать от него в будущем. Вся его деятельность определяется старообрядческой идеей: вести тайную борьбу с Антихристом и его порождением – большим городом. Часовенный Собянин уже в 1983 г., побывав в Лондоне, понял, как вести эту битву со Злом.

Я готов был описать самого Собянина в первый же день известия о замене им Лужкова. Настолько он прост для моего понимания.

Род Собяниных – очень старинный русский род, мало кто даже из российской дореволюционной аристократии мог похвастаться, что знает своих предков хотя бы до десятого-пятнадцатого колена (а уж тем более – кто-то из ныне правящей элиты). А Собянины, как и большинство старообрядцев – знали. Люди, жившие своим узким кругом, хранившие и устно, и письменно традиции – вцепившись за старое (известное у Гребенщикова – «чтобы стоять – надо держаться корней»), только можно было выжить.

По отцовской линии Собянины бежали из Великого Новгорода, от Ивана III, пришедшего туда изничтожать город-демократию. С ними бежали и тысячи других новгородцев – в основном на Вятку, где они образовали знаменитую «пиратскую республику» XV века. Но и туда добрались железные руки московских великих князей, и тогда потомки новгородцев разошлись на два потока: одни ушли в Средневолжье, а позднее оттуда на Дон, где положили начало вольнолюбивым донским казакам, другие – в пермские леса, где затаились в общинах до лучших времён. Первые стали воинами-пиратами, вторые – созерцателями и размышленцами. Известное разделение: кшатрии и брахманы.

Разумеется, и те и другие не приняли церковную реформу Никона, и остались в старой вере, старообрядцами.

Старообрядцы двух ветвей вольнолюбивых новгородцев пересеклись в самом Сергее Семёновиче Собянине: к пермякам примешалась кровь уральских казаков по маме (по фамилии Уланова). Уральские казаки, кстати, среди всего вольного сословия (или даже нации) отличались наибольшей «инородческой» примесью: согласно исследованию этнографа Бориса Соловьёва, к 42% русских там примешаны башкиры, татары, казахи. Отсюда, кстати, и несколько «восточная» внешность Сергея Семёновича. Но и пермская его ветвь не оставила в чистоте первоначальную «славянскость». Скрываясь от Романовых в уральских лесах, они перемешались с коми-пермяками (а вовсе не с манси – это легенда была придумана его конкурентом по тюменским выборам Рокицким), что позволило их даже выделить в отдельную группу так называемых «язьвинских пермяков».

Дед Собянина до самой смерти носил старообрядческий крест, и не признавал ни власть царей-Романовых, ни последующую сталинско-советскую ветвь абсолютизма. Дядя Сергея Семёновича, Андрей Собянин, вышел из скита в люди вообще только после смерти Сталина. Он попал в описание этнографов в 1970-е годы: «Рукописная традиция в верхнем течении р. Колвы сохранилась вплоть до 50-х годов нашего столетия. Только несколько лет тому назад вышел из скита Александр Собянин, который в 40-х годах занимался «списыванием» старинных книг в лесном скиту. Затем вышел на свет, стал рукодельничать. Этот крепкий и умный старик, опытный охотник и рыболов, является также мастером поделок из дерева. Он искусно вырезает из свала солонки, ложки и снабжает изделиями своего труда целую округу».

В школе, сначала в селе Няксимволь, а потом и в Берёзове Сергея Семёновича Собянина прозвали «Пескарь». И ничего зазорного в этом нет. В русской этимологии пескарь означает тихого, умеренно-аккуратного существа, украинцы называют его «столбец». Весь образ жизни этой рыбки напоминает старообрядческое затаение.

Даже и сегодня старообрядческий образ жизни – это вечное недоверие к окружающему миру. Те столетия гонений, когда их жгли при Романовых на кострах, а в сталинское время – гноили в лагерях, выработали привычку доверять только своему, очень узкому и часто тайному кругу. Отсюда – отсутствие собственной команды у Собянина. Где бы он ни был – на посту тюменского губернатора, вице-премьером в правительстве и главой аппарата Путина, он везде один, плюс один-три человека из тех, кому он может безгранично доверять. Обратите внимание, что с собой в Москву он перетащил всего 2-х женщин – свою секретаршу Анастасию Ракову и пресс-секретаря Гульнару Пенькову. Вот и вся команда у, де-факто, третьего человека страны.

Но ставка Собянина именно на женщин тоже не случайна. Беспоповское старообрядчество – редкий пример религиозной группы в России, где традиционно обряды может совершать женщина. Женский мир вообще очень свойственен тем же часовенным.

Разумеется, сам Собянин впитал много советского – он всё же уже не сидел в скиту, не ждал затаённо конца света. Но окружение, ближайших родственников никуда не деть, он ведь не в интернате воспитывался.

Образ жизни часовенных описывается ими самими так: ««Неприятие телевидения, радио, употребления кофе, чая, картофеля, запрет на пользование электричеством и т.п. Долгое время принимались лишь переписанные от руки книги, однако с недавних пор стали пользоваться и ксерокопиями».

Или вот ещё: «Беспоповское состояние повлекло за собой принятие часовенными многих чисто беспоповских представлений: о духовном пришествии антихриста (хотя есть утверждающие, что он пришел чувственно), о полном господстве антихриста в новообрядческой церкви и в государстве, о допустимости самосожжений в случае преследований со стороны власти (самоможжения отмечались ещё в 1940-х гг.), о недопустимости общения (главным образом, в молитве и ядении) с замирщенными и, в особенности, с кадровыми (так часовенные именуют всю номенклатуру, начиная от уровня сельсовета и выше), о недопустимости получения паспортов, пенсий».

А потом журналисты и политологи удивляются молчаливости, затаённости Сергея Семёновича – с ними ведь недолго и замирщиться, да так, что антихристовы отметины не отмолишь.

Нет ничего удивительного и в том, что Собянин, став взрослым, избрал своим кумиром Григория Ефимовича Распутина. Старец ведь не только совершал чудеса – лечил и предсказывал, но и был видным затаённым государственным деятелем. Будучи губернатором Тюменской области, Собянин поспособствовал открытию в родном селе старца, в Покровском, музея. Выдал заведению беспроцентный кредит в 1,5 млн. рублей.

Но еще ранее – уже в 1983 году – Собянин понял, как должны жить нормальные люди. В тот год он побывал в составе группы комсомольских и партийных активистов в столице Англии (даже на год раньше Горбачева). Долго ходил от памятника Марксу к памятным табличкам других революционеров, впитывал воздух свободы, запоминал структуру города. Чем он там еще занимался в 1983 году – история умалчивает.

(На фото: Мастер Челябинского трубопрокатного Сергей Собянин в числе комсомольских и партийных активистов в поездке в Англии. Вся группа шутила, что он — копия молодого Карла Маркса, такой же кучерявый, только без бороды. Справа — памятник Марксу, крайний в нижнем ряду — Собянин.)

За 5 месяцев работы в Москве Собянин в полной мере навязал Москве и чиновничеству свой образ жизни, свои представления о правильном мироустройстве. В их числе – работа до самозабвения, дисциплина, порядок. Сам приезжает на работу к 8 утра, и всё правительство Москвы заставил. Доклады, указания  как старообрядческая молитва – ясно, чётко, тоже до самозабвения.

Москва представляется ему хаотическим нагромождением непонятных, нефункциональных предметов. Город вообще кажется ему чем-то неправильным, блудным, грешным Вавилоном, в котором нет благодати. Идеальный сектантский город в 1920-х описал лидер молокан Иван Проханов – это, говоря современным языком, посёлок городского типа. Вроде горячая вода течёт из крана, организованная помойка, железнодорожная станция – но при этом люди работают на огородах, живут в частных домах с пристроенными к нему крольчатниками и птичниками. Никому в голову не придёт в таком ПГТ строить что-то нефункциональное – стеклянный торговый центр, вавилонскую офисную башню, как в Москва-Сити, украшать гирляндами деревья. Всё аскетично, удобно, до всего от крольчатника можно добраться пешком за 10 минут.

Отсюда собянинская страсть к сносу всего хаотического – всех этих палаток у метро, рыночных развалов. Отсюда и желание побыстрее ликвидировать все железобетонные, «непрозрачные» заборы – в ПГТ же изгороди из штакетника, или вовсе из зарослей барбариса.

Несложно предугадать следующие практические шаги Серегея Семёновича. Часть и них он уже заявил в теории — вытряхивать из Москвы всё лишнее: грузовые фуры за МКАД, пенсионеров в «спецгородки», гастарбайтеров на их исторические родины, тихоходные троллейбусы на свалку.

В числе тех мер, что ещё не обнародовал новый мэр Москвы – борьба с прочим непорядком, к примеру с бродячими собаками и крысами. Как человек проведший в тундре значительную часть жизни, он полагает, что любовь к собаке должна быть рациональна. А какой прок в бесполезном едоке? Да, поговаривают, что у Сергея Семёновича аллергия на тополиный пух. Так что поздней весной надо ждать начала борьбы с этим не просто нефункциональным, но и вредным деревом.

Tags: , ,

2 Responses to Сергей Собянин: часовенных дел мастер

  1. cadmy on 25.03.2011 at 12:15

    Интересная статья. Лично мне, тоже близко убирать все лишнее и не функциональное. В любом случае, я отношусь к действующей власти с недоверием.

  2. Klena on 27.03.2011 at 03:25

    Прекрасный текст! Что касается нелюбви ко всему лишнему, тяге к простоте и функциональности — это как бы и про меня. Собянин мне интересен, хотя бы потому, что он руководит городом, в котором я живу. Спасибо автору за статью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *