Извержение вулкана Гримсвётн в Исландии признали неопасным

23.05.2011

Как и предсказывал в канун Нового года блог Толкователя, в мае в Исландии началось извержение вулкана Гримсвётн. Его пепел на этой неделе достигнет континентальной Европы. Будет ли снова закрыто воздушное пространство стран Евросоюза — зависит от «британских» ученых.

4 января мы опубликовали прогноз на 2011 год, где шла речь и о новом извержении в Исландии:

Извержение нового вулкана в Исландии планируется на март-май 2011 года, на период, когда происходит сезонный рост пассажирских авиаперевозок. Поэтому будьте аккуратными при планировании своих полетов в этот период в Европе. Если же извержение произошло, не заставляйте себя ночевать в аэропортах, а лучше купите билет на железную дорогу.

На самом деле, никакой особой прозорливости здесь не было. Об угрозе извержения мощного вулкана Гримсвётн исландские вулканологи заговорили еще весной-летом прошлого года, когда состоялось злополучное извержение его соседа — вулкана с чудовищным названием Эйяфьятлайокудль.

В результате него в Европе между 15 и 21 апреля 2010 года было отменено более 100 тысяч авиарейсов. Причина — вулканический пепел в атмосфере. Авиакомпании потеряли тогда около 2,2 миллиардов долларов, частные лица – не менее 1,6 миллиардов долларов. Еще 500 миллионов евро составил общий экономический ущерб транспортной отрасли. Вкупе с потерями смежных отраслей, общий урон составил свыше 5 миллиардов долларов. 8,2 миллионов авиапассажиров потеряли свои билеты.

Причины такого жесткого запрета на полеты до сих пор не известны, чиновники и ученые рассуждают «вообще» об опасности вулканического пепла. Однако ни до, ни после извержения Эйяфьятлайокудля подобных мер не принималось (к примеру, во время извержения вулкана Мерапи прошлой осенью в Индонезии). Скорее всего, не будет их и сейчас.

Мы свое мнение по поводу «загадок» Эйяфьятлайокудля уже публиковали, и стоит лишь добавить немного дополнительных фактов.

Большая часть земного шара поделена на зоны ответственности между региональными Центрами изучения вулканического пепла (Volcanic Ash Advisory Center, VAAC). Это консультативные, экспертные организации. Входят они в структуру ICAO — Международной организации пассажирской авиации (International Civil Aviation Organization). В свою очередь ICAO — структурное подразделение ООН, штаб-квартира расположена в Монреале, Канада.

Кроме того, VAAC, как правило, имеют также и статус государственных учреждений — например, в США (входит в состав агентства атмосферных и морских исследований NOAA) и Великобритании. Лондонский VAAC является подразделением государственной метеорологической службы MET Office. MET Office наряду с метеослужбой WAFC в Вашингтоне является одним из двух мировых центров прогнозирования погоды и с 1984 года снабжает этой информацией ICAO.

Исландия, как видно на схеме, попадает в зону ответственности британского VAAC. Вообще же, извержения вулканов в Исландии случаются относительно часто, тот же Гримсвётн извергался в 2004 году (и полеты не запрещались в Европе). Кроме того, в зоне ответственности Тулузского VAAC находится сицилийский вулкан Этна, также частенько извергающийся (впрочем, к тотальному запрету это также не приводило).

Важно при этом знать, что в своей деятельности VAAC, прежде всего, базируются на компьютерных моделях и их результаты имеют лишь консультативное значение. Как раз именно на основе модели эксперты предлагают национальным регуляторам пассажирского авиатранспорта и ICAO те или иные меры в случае обнаружения вулканической активности (извержения вулкана, выбросы пепла и т.п.) в наблюдаемом регионе.

14 апреля 2010 года, менее чем 15 часов спустя после повторного извержения исландского вулкана, VAAC Лондона и MET Office рекомендовали на основе компьютерной модели управлению гражданской авиации Великобритании (CAA) и Национальной службе авиационного транспорта (NATS) прекратить полеты самолетов.

Модель, на основании которой, была выдана такая рекомендация, называется NAME (Numerical Atmospheric-dispersion Modelling Environment). Как сообщает MET Office, до этого момента эта модель оценки загрязнения атмосферы была опробована на таких случаях как чернобыльская катастрофа (ретроспективно), пожары на нефтебазах и даже вспышке заболевания свиней африканской лихорадкой. Такая вот модель. Впрочем, их в мире множество. И сказать, что NAME — это самая точная и лучшая, затруднительно.

Тем не менее, в прошлом году, несмотря на лишь «рекомендацию», полученную в результате обработки данных на этой «модели», регуляторы авиапассажирского транспорта в Великобритании, а затем и в других странах Евросоюза моментально закрыли воздушное пространство почти на неделю. Интересным фактом является также и то, что 15-19 апреля исследовательские самолеты поднимались в воздух, однако никакой информации о пробах содержания вулканического пепла до сих пор нет.

Так 15, 16 и 18, 19 апреля летал самолет агентства NERC (Великобритания). 17 и 18, и 19 апреля полет совершал самолет исследовательского агентства METAIR Швейцарского федерального института технологий. Например, первый пресс-релиз британского NERC, посвященный результатам этих полетов, был опубликован лишь 20 апреля. Там содержится информация лишь о полетах 18 и 19 апреля, о более ранних нет ни слова. И лишь после того, как 19 апреля в воздух поднялся самолет германского центра воздушных и космических исследований DLR выяснилось, что концентрация пепла в атмосфере Европы ничтожна. Более того, оказалось, что в ней выше даже содержание частиц песка из Сахары.

Не было зафиксировано между 15 апреля и 23 мая (конец извержения Эйяфьятлайокудля) ни одного случая повреждения самолетов от вулканического пепла (если не считать случай показательного пролета британских истребителей сквозь столб его пепла). После отмены идиотского моратория на полеты в Европе 22 апреля вулкан, как уже понятно, продолжал извергаться.

В этом году, скорее всего, подобная ситуация не повторится. Так, исландские вулканологи сумели вовремя взять пробы вулканического пепла начавшего извергаться Гримсвётна (в прошлом году они почему-то не сделали этого). Несмотря на то, что столб пепла от вулкана поднялся на высоту до 20 километров (в прошлом году Эйяфьятлайокудль максимально извергался на 7-8 километров, а высота выброса влияет на распространение частиц пепла в атмосфере), угрозы полетам они не видят. Разве что только закрыли полеты в непосредственной близости от вулкана. Причина проста — оказывается, пепел Гримсвётна более «тяжелый» и крупный, чем у Эйяфьятлайокудля. То есть, мол, далеко не улетит.

— Мы не считаем, что пепел может быть вынесен далеко за пределы Исландии, как это было в прошлом году, во время извержения Эйяфьятлайокудля. Кроме того, ветер будет дуть на север, а не в сторону Европы, еще в течение минимум двух дней, — считает доктор Мартин Хенш (Martin Hensch) из вулканологического центра Университета Исландии.

В тоже время весной в Европе обычно господствуют ветры с запада, так что пепел все равно рано или поздно, но накроет континент (в Норвегии облако пепла ждут уже сегодня, например). И будет интересно посмотреть, как на это будут реагировать службы регулирования пассажирских авиаполетов в странах Евросоюза. Вероятно, самое веское слово останется за «британскими учеными» из Лондонского VAAC — ведь считается официально, что любая примесь вулканического пепла в атмосфере опасна для полетов. Иначе придется делать исключение для Гримсвётна, пепел которого признают безвредным.

В любом случае, как уже и писал ранее Толкователь, пепел вулкана Эйяфьятлайокудль давно пора считать уникальным по ряду своих качеств — например, по вредоносности в зависимости от рекомендаций Лондонского VAAC, скорости его распространения в атмосфере и, конечно, как теперь нам объяснили, по размерам его частиц.

Tags: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *