Перемены в Тольятти: как строят новые заводы для автохтонов

24.11.2011

Недавно Толкователь писал о том, что российская промышленность может исчезнуть к 2020 году. Несмотря на общие факторы, действующие в пользу этого сценария, далеко не все так пессимистично. Толкователь решил разбавить бочку дегтя парой ложек меда и рассказать о том, как нынешняя власть пытается вернуть российских аборигенов к станкам в отдельном взятом городе Тольятти. Сейчас в нем реализуется масштабный проект «Тольятти – фундамент перемен», призванный остановить погружение автохтонов автограда в типичные проблемы российской глубинки: массовый алкоголизм и молодежную наркоманию.

Тольятти давно стал большой головной болью российских властей. Образцовый город позднесоветского времени процветал и во времена Ельцина, но с приходом в Россию сборочных заводов западных компаний и ростом доходов среднего класса столкнулся с серьезными трудностями при сбыте своей продукции. Хотя в прошлом году АвтоВАЗ продал в России 517 тыс. машин, а на экспорт отправил еще 41 тысячу, ясно, что Тольятти с его 700-тысячным населением больше не может жить только за счет своего завода.

В разгар последнего экономического кризиса АвтоВАЗ оказался на грани банкротства. Весной 2009 года перед бывшей гордостью СССР вопрос стоял так: или сокращение трети рабочих, или крах. Российские либералы, как и следовало от них ожидать, доказывали, что «АвтоВАЗ» уже ничего не спасет, поэтому нет смысла тратить деньги на него впустую».

В качестве альтернативы труду на заводе жителям Тольятти некоторыми экспертами предлагалось совместно построить хорошую дорогу до Самары и по ней быстро добираться до работы в областную столицу. Вероятно, считалось, что привычные к конвейерному механическому труду жители Тольятти легко вытеснят в Самаре из непривлекательных сфер труда среднеазиатских гастарбайтеров и прочих понаехавших. Конечно, закрытие АвтоВАЗа затронуло не только сам завод и даже Тольятти. Наряду с 90 тысячами рабочих мест на автогиганте было бы потеряно еще примерно 1,2 млн. рабочих мест на смежных производствах – поставщиках АвтоВАЗа.

Однако надежды либералов продолжить деиндустриализацию РФ путем ликвидации ее главного автопроизводства не сбылись.  Российская власть и лично Путин протянули в трудный час руку помощи тольяттинским аборигенам, вскормленным индустриальным ландшафтом и не мыслящим свою жизнь без конвейера-благодетеля. По настоянию Путина АвтоВАЗ получил из федерального бюджета поддержку в размере  почти 75 млрд.рублей. Премьер подыскал автогиганту и партнера-инвестора в лице компании Ниссан-Рено, от которой ждут обновления флагмана российского автопроизводства. Бывший и будущий глава РФ проявляет себя последователем идей таких гуманистов, как иезуиты Парагвая, некогда тщательно оберегавших традиционную модель существования своих подопечных индейцев. Он приложил максимум усилий, чтобы обеспечить туземцам в Тольятти сохранение их привычного образа жизни, завязанного на промышленность.

Гуманизм нынешнего режима в плане прокормления автохтонов пошел гораздо дальше масштабной поддержки автомобильной отрасли. Прекрасно понимая, что будущее отечественных автозаводов довольно туманно, центральная и региональная власть приняла решение о диверсификации экономики автограда. С начала 2010 года стартовал проект «Особая экономическая зона Тольятти».

Речь идет об организации новой индустриальной зоны в Тольятти. В ней разместятся производства целого ряда известных западных компаний. Привлечение международных корпораций поставлено на широкую ногу: свой интерес к проекту уже анонсировали такие игроки, как Honda, Bosh, Hitachi, Toyota Tsusho и множество других. Планируется, что к 2016 году «Особая экономическая зона» принесет тольяттинцам более 50 000 новых рабочих мест. С 21 ноября, судя по новостям из Тольятти, начался прием работников на заводы «Особой экономической зоны», а 24 ноября намечен официальный старт деятельности первых предприятий – резидентов проекта.

Весь последний месяц в автограде идет масштабная кампания «Тольятти – фундамент перемен». Таким способом тольяттинцев информируют о предстоящем им индустриальном возрождении и убеждают в необходимости поддержки этого проекта. Судя по имеющейся информации, убеждают небезуспешно. Руководитель филиала ОЭЗ Алексей Пахоменко сейчас говорит о создании 20 000 новых квалифицированных рабочих мест в самом скором времени. Но уже сейчас, благодаря активной пропаганде «Тольятти – фундамента перемен», проблем с поиском кандидатов не наблюдается. Судя по информации из города, почти 20 000 тольяттинских специалистов разместили свои резюме в электронной базе вакансий на сайте ОЭЗ всего лишь за последний месяц с небольшим.

(Встреча с представителем компании Bosch)

Для тех аборигенов, кто созрел для попытки заняться инновациями по совету Медведева, функционирует технопарк «Жигулевская долина». Там они могут использовать сохраняющиеся элементы рациональной индустриальной культуры для создания востребованных рынком усовершенствований. Заметный интерес к «Жигулевской долине» испытывают хорошо известные глобальные корпорации вроде Siemens, SAP, IBM, так что у продвинутых автохтонов появляется шанс на работу и сотрудничество с мировыми лидерами высоких технологий.

Таким образом, власть создает для тольяттинцев второй индустриальный ландшафт. С его помощью они смогут продолжать свое излюбленное дело – трудиться в промышленности – даже если судьба АвтоВАЗа в будущем окажется незавидной. Приход иностранных компаний в Тольятти гарантирует, что обеспечение туземцев новыми заводами не окажется карго-культом, а даст реальные производства, доходы и рабочие места. Важно отметить, что эти рабочие места будут не только в офисных или сервисных структурах, но и за станками, и в инженерных подразделениях. Проект «Тольятти – фундамент перемен» удовлетворит стремление тольяттинского коллективного бессознательного к промышленному труду. Судя по десяткам тысяч подписей, которые в последние дни собраны в поддержку данного проекта, он явно вступил в резонанс с чаяниями души индустриальных аборигенов.

Инициатива власти по созданию новых производств имеет еще одно важное измерение. Тольятти – на 100% промышленный город, в отличие от офисной Москвы, музейного Питера или курортного Сочи в автограде у молодёжи практически больше нет достойных мест для приложения труда, кроме АвтоВАЗа. Поэтому, как показывают соцопросы, сегодня только 29% студентов связывают своё будущее с Тольятти. Остальные видят себя в Москве, Питере или любом другом крупном городе России… Авторы проекта  «Тольятти – фундамент перемен» рассчитывают остановить отток молодежи из города, а также ее скатывание в наркоманию, алкоголизм, бытовую преступность  и гомосексуализм.

Возможность работать в филиалах международных корпораций, не покидая города, контакты с европейскими и японскими специалистами, немало которых приедет в автоград, обогатят тольяттинцев знанием стандартов и технологий цивилизованного мира. По сути, существующая власть в рамках отдельного города собирается повторить эксперимент Петра Первого по форсированному освоению россиянами технологически прогрессивных идей и навыков. Массовое привлечение иностранных структур в «ОЭЗ» и «Жигулевской долине» — залог того, что Тольятти станет одним из реальных очагов новой индустриализации России, о которой столько говорят наши власти.

По оценке Толкователя, проект вернуть тольяттинцев к обновленным станкам имеет неплохие перспективы даже на фоне затянувшейся технологической деградации в России. Обновление производства на АвтоВАЗе высвобождает кадры рабочих и инженеров, которые можно задействовать на новых заводах рядом с автоградом. Резиденты Особой экономической зоны, что не так уж часто для нашей страны, получают действительно выгодный режим по арендной плате и выкупу земли, налоговым льготам, ускоренной амортизации и порядку признания расходов на НИОКР. Например, ставка налога на прибыль для резидентов зоны составляет 15,5% на фоне 20% по России, 29,8% в Германии и 34,4% во Франции. Наконец, к месту строительства заводов за счет государства создана инфраструктура и подведены все коммуникации, что крайне сэкономит инвесторам время и деньги: ведь бюрократические проволочки по подключению инженерных сетей в России обычно могут длиться 2-3 года.

(Подготовка строительной площадки в ОЭЗ Тольятти)

Пока либералы продолжают повторять свои мантры о бессмысленности поддержки российского производства, нынешняя власть пытается на самом деле реализовать проект новой индустриализации в отдельно взятых точках России. Пример Тольятти показывает, что создание новых производств силами иностранных инвесторов имеет важное гуманистическое измерение. Существующий режим, наконец-то, стал осознавать, что избежать новых бурлящих манежек коренной молодежи можно только в том случае, если дать ей рабочие места в производстве. Возвращая российских аборигенов в провинции к станкам и столам инженеров проектами вроде «Тольятти – фундамент перемен», власть пытается занять их продуктивным, цивилизованным трудом и поднять их тем самым в цивилизационном плане хотя бы до уровня жителей стран Восточной Европы. Точечный подъем производств гарантирует выборочную европеизацию отечественной глубинки и постепенное увеличение доли русских европейцев в населении России.

Tags: , ,

One Response to Перемены в Тольятти: как строят новые заводы для автохтонов

  1. sloon on 24.11.2011 at 22:59

    Под некоторыми, уже с присутствием комментариев, публикациями, нет возможности оставить свой. Это нормально? Хотелось бы оставить мнение по поводу Американских охотниц и Русских охотников.

    Вы считаете что нет разницы между русской/европейской/американской/японской культурой производства? Культура есть — культуры нет?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *