Остров невезения России: эпоха катастроф

31.12.2011

Рисунок Василия Ложкина

29 декабря в России разбился очередной фронтовой бомбардировщик СУ-24, а в Северодвинске в доке чуть не сгорела атомная подводная лодка «Екатеринбург». В последние годы в нашей стране из строя выходит не только военная или космическая техника. Падают мосты, взрываются электростанции и угольные шахты, про более мелкие аварии и говорить не приходится.

Блог Толкователя взялся бегло осмотреть ряд важнейших технологических катастроф за последние три-четыре года в России. Но, рассказ, конечно, начнем с нашей любимой темы — космоса и ракет. Год Гагарина преподнес в декабре 2011 года очередную неудачу в космосе: 23 декабря с космодрома Плесецк на орбиту был запущен спутник-шпион (формально — спутник связи) Меридиан-5. На этапе работы третьей ступени ракеты «Союз-2» произошло ЧП, двигатель отказал и сателлит железным дождем упал на территорию Новосибирской области. Чудом обошлось без человеческих жертв — одному местному жителю кусок аппарата пробил крышу в сарае.

Жалеть о потере спутника стоимостью в 2 миллиарда рублей, тем не менее, не стоит. Как аппараты, семейство спутников «Меридиан» весьма далеки от статуса надежных. Первые четыре аппарата серии были выведены в космос в 2006-2011 годах, но из них более-менее штатно работают только два. Первые  два космических спутника из серии пользы России не принесли: первый отработал на орбите несколько месяцев и вырубился, второй был выведен на нештатную орбиту и по сути, оказался бесполезен.

Причиной аварии специалисты считают неудовлетворительную работу российского ракетного двигателя РД-0124. Кстати, это уже вторая авария из-за проблем в этой области — в августе ракета-носитель «Союз-У» из-за неполадок в двигателе РД-0110 упала в Алтае вместе с космическим грузовиком «Прогресс-12М», который вез 2,5 тонны полезного груза космонавтам на МКС. Примечательно, что ранее оба двигателя считались очень надежными, а на РД-0124 космические чиновники возлагали особые надежды.

Первая реакция российского государства на очередную катастрофу, как всегда, оказалась беспомощной. Руководитель «Роскосмоса» Владимир Поповкин открыто признал тяжелый кризис в космической отрасли России (собственно, это то, что блог Толкователя говорил еще год назад и о чем мы писали весь текущий год), а назначенный курировать ВПК и ракетно-космическое производство вице-премьер и экс-русский фашист Дмитрий Рогозин пообещал бороться с падениями ракет ужесточением режима на предприятиях и повышением трудовой дисциплины.

К сожалению, господину Рогозину, видимо, невдомек, что на заводе-изготовителе двигателя — КБХА в Воронеже зарплата специалиста составляет от 7 до 12 тысяч рублей. Конечно, важен тут не сам уровень оплаты. Важно то, и о чем мы также писали, что в России серьезный интеллектуальный, научный и даже банально квалифицированный производственный труд не востребован, а такие люди загоняются в откровенную нищету. Господин Поповкин, вероятно, не понимает, что нельзя относится к инженеру-конструктору как к киргизскому гастарбайтеру. Это помимо того, что напрочь утеряны производственная и технологическая культура, а также элементарная профессиональная ответственность.

Подробнее обо всем этом мы писали в постах:

Уровень зарплат в российской науке и индустрии

РФ избавилась от советской космонавтики

Россия вышла на нештатную орбиту

Частные компании завоюют Луну

Долгие мучения суверенного ГЛОНАССа

В итоге суммарные потери России от провалов в космосе только за прошедшие 12 месяцев приблизились к 1 миллиарду долларов. Однако воровство, безответственность и бардак в РФ на фоне деградации производственно-научной сферы идут полным ходом. И помешать этому не смогут никакие «драконовские организационные меры», гениальный Рогозин и не менее талантливый Владислав Сурков, которому после пропаганды доверили управлять ГЛОНАССом и высокими технологиями. Невозможно заставить людей добросовестно трудиться и создавать сложный продукт в условиях африканской, криминализованной экономики и в условиях тотального беспредела.

Эти вещи не всегда просто объяснить людям, но поймите, не бывает Нигерии и Габона с мощной и высокотехнологичной космонавтикой или флотом. А раз российский правящий класс — чекисты и олигархи, строят именно такую государственную модель, то иного ожидать просто нельзя.

29 декабря на ровном месте по этим же причинам была угроблена АПЛ «Екатеринбург», где из-за халатности произошел пожар. Теперь корыту грозит либо средний ремонт, либо вообще списание.

«Лодка обгорела сильно. Поэтому туда слетелось всё начальство начиная от НГШ и заканчивая командованием флота. Огнём повреждены ГАК и ещё куча всякого выносного оборудования, частично обогорело обрезинивание корпуса. Ущерб пока не подсчитан, но, похоже, ремонт придётся начинать практически заново. Главная причина — полное распиздяйство завода и технического экипажа…», пишет в своем блоге замглавного редактора газеты «Завтра» капитан Владислав Шурыгин.

Только вот откуда взять квалифицированных, ответственных людей, способных честно и добросовестно выполнять свою работу, если вся современная российская жизнь построена на обратном? Тем более, что деиндустриализация страны стала совершенно очевидной даже на уровне образования.

Поскольку мы уделяем большое внимание ракетно-космической отрасли, которая является лакмусовой бумажкой технической и технологической деградации африканизирующейся России (собственно, при СССР это была одна из самых развитых отраслей), к нам приходит масса писем от граждан-патриотов. Приводим выдержки из некоторых писем:

«Неудачи в космосе были у всех а вам лишь бы только злорадствовать и отрабатывать у госдепа свои доллары».

«Американцы используют российские двигатели французы на них летают, очень странная деградация. Врите больше!»

«Почитал, и почувствовал себя головой в помойном ведре. Разве можно так не любить свою Родину?»

«Если бы такие как вы поменьше обливали грязью нашу космонавтику — меньше было бы и аварий«.

Большая часть наших авторов пишет гневные письма из Москвы, а также США, Канады, Германии и Израиля. Вероятно, в этих местах отмечается повышенная концентрация российских патриотов, всерьез полагающих, что от писанины в этом блоге действительно падают ракеты, самолеты, не летают спутники и горят подлодки (впрочем, с ними полностью солидарны их духовные собратья — последователи традиционных африканских культов на Черном континенте и тамошние автохтонные фетишисты).

Краткий список наиболее резонансных техногенных катастроф в России в 2007-2011 годах.

1. 2007 год, 19 марта. Взрыв метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области. Погибло 110 человек, включая руководство предприятия.

2. 2008 год, 14 сентября. Падение Boeing-737 у Перми. Погибло 88 человек, включая генерал-полковника и советника Владимира Путина Геннадия Трошева.

3. 2009 год, 17 августа. Загадочная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Крупнейшая гидроэлектростанция России, вырабатывавшая самую дешевую электроэнергию в стране, полностью выведена из строя, погибло 75 человек. По мнению скептиков, плотина ГЭС может в ближайшие годы рухнуть, однако серьезные специалисты в этом сомневаются. Ущерб можно оценить в миллиарды долларов.

4. 2010 год, 9 мая. Катастрофа на шахте «Распадская» в Кемеровской области. Фактически уничтожена крупнейшая шахта в России, где добывался уголь коксующихся марок. Погиб 91 человек, ущерб составил порядка 300 миллионов долларов.

5. 2011 год, 7 мая. В Хакасии рухнул железнодорожный мост через реку Абакан, который связывал Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы Олега Дерипаски с внешним миром.

6. 2011 год, 10 июля. Катастрофа с теплоходом «Булгария» на Волге. 122 человека погибли.

7. 2011 год. 7 сентября. Крушение самолета ЯК-42 в Ярославле. Погибло 44 человека — практически в полном составе хоккейная команда «Локомотив».

8. 2011 год, 18 декабря. В Охотском море при транспортировке затонула буровая платформа «Кольская». Погибло и пропало без вести 53 человека. Авария произошла из-за грубейших нарушений условий эксплуатации платформы.

Разумеется, мелкие катастрофы — взрывы складов с боеприпасами, пожары в аэропортах и на строящемся мосту во Владивостоке, провал земли в Березниках, крушения мостов регионального значения, развал жилищно-коммунальной сферы и так далее, мы даже не пробовали перечислять. Для этого просто не хватит места. Но количество этих случаев от года к году лишь нарастает. И как мудрое руководство РФ собирается противостоять валу таких средних и мелких катастроф, неизбежно приводящих к крупным трагедиям, совершенно не понятно. Скорее всего, никак.

Рисунок Василия Ложкина

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

4 Responses to Остров невезения России: эпоха катастроф

  1. MrSmart on 01.01.2012 at 16:13

    Как бывший инженер, причем хороший инженер. Сбежавший от нищеты и убогости из одного хорошего КБ. Могу с радостью констатировать, что все это я предсказывал 10 лет назад, чем вызывал гнев и насмешки от своих коллег, которые на фоне эйфории от прихода Путина-красавчика, думали что Россия вот-вот рванет вперед. Теперь я с гордостью называю себя бывшим инженером и с гадкой улыбкой потираю руки, наблюдая падение сложной промышленности в России. Там где инженер полусяет меньше грузчика промышленности быть не должно.

    • AlexV on 05.01.2012 at 02:19

      Как инженер, позволю себе не согласиться. Пока я жил в России, мое жалование нищенским назвать было нельзя. И что более интересно, работу по специальности можно было найти практически в любом крупном городе. Тем не менее, с сожалением признаю что за пределами телекома все не так хорошо.

      И не думаю что в Путине дело, просто большинство областей оказались невостребованными. К примеру в Зеленограде, где я закончил институт, оставшиеся с советских времен заводы по выпуску микроэлектроники работают в 1% мощности. А все потому, что за пределами оборонки невозможно найти покупателя на выпускаемую у нас продукцию. В результате получается что нет денег на R&D и модернизацию, а значит и выхода тоже нет…

  2. afk99 on 01.01.2012 at 20:24

    аварии стали такой обыденность, что даже траур не обьявляют.
    на платформе утонуло больше народу чем в аварии с локомотивом. и ничего.
    и чем дальше от москвы тем меньше мы о них узнаем.

    министр транспорта так и работает, шойгу так и спасает, голикова лечит.
    а, в общем, нормально.путинская стабильность

  3. MrSmart on 05.01.2012 at 17:52

    Как раз в тему. Есть в Омске такой завод Баранова, выпускает авиационные двигатели. А вот история от одного работника оттуда. История про стратегический режимный завод, папу — ФСБшника и дочку наркоманку.

    ‘Возьмём конкретный случай. Несколько лет назад, один из заместителей директоров для того, чтобы избавиться от своей доченьки, больной наркоманией и сифилисом, заселил её, хотя она ни проработала ни дня на заводе к тому времени, в комнату-трёхместку в общежитие. Поскольку эта доченька, по месту проживания несколько раз устраивала поджоги, скандалы и беспробудно пьянствовала, а соседи выселить её не могли из-за того, что папенька бывший офицер ФСБ, вставал на защиты доченьки грудью, соседи попросили бывшего гендиректора Андрея Шутова, выгнать её на работу, на завод Баранова, надеясь, что она будет меньше куролесить. Несмотря на то, что дама окончила 8 классов средней школы на 3 и 2, несмотря на то, что она стояла на учёте в психушке и отец ребёнка, которого воспитывает дедушка, зэк и рецидивист, её определили на инженерную должность для работы с секретной документацией! Несмотря на то, что служба по режиму должна каждого проверить на законопослушность, адекватность и состояние здоровья! Дама эта работает фактически по 2 часа, несмотря на то, что в табеле учёта рабочего времени ей ставят 8-ми часовой рабочий день! Под крылышком у папеньки всё можно! ‘

    Ребята, это уже последняя стадия разрухи. Или Мы будум хозяевами России или ГБшная нечисть все разрушит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *