Могут ли нищие рабочие из Ульяновска делать хорошие самолёты?

30.01.2012

Государство вновь решило разместить заказы на ульяновском авизаводе «Авиастар». За годы «реформ» его персонал был сокращён в 4 раза, а производство упало в десятки раз. Рабочие тут получают по 8-12 тысяч рублей, но и эта зарплата кажется им хорошей, поскольку другой работы в городе нет.

Друг Блога Толкователя Сергей Смирнов своими глазами увидел, как обстоят дела на ульяновском авиазаводе.

Недавно назначенный на должность вице-премьера по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин практически сразу развил бурную деятельность. Если первый месяц он пытался понять, что происходит вообще в этой сфере, то теперь  стал активно ездить по стране, посещая оборонные предприятия.

Его первым официальным визитом стала поездка в Ульяновск на крупнейший отечественный авиастроительный завод «Авиастар-СП». Официальным поводом послужила передача самолета Ту-204-300 Управлению делами президента и закрытое совещание по развитию боевой и гражданской авиации.

В небольшом Ульяновске два аэропорта, причем на одном из них, куда и приземлился наш самолет, одна из самых длинных в мире взлетно-посадочных полос (5100 метров). Этот аэродром – Ульяновск-Восточный, был построен еще в советское время для испытания самолетов. Совсем рядом с ним находится ангар для испытаний, где и прошла официальная процедура передачи самолета, а также встреча Рогозина с коллективом.

На ней вице-премьер пообещал обеспечить в ближайшее время завод заказами, в частности здесь должны быть построены 10 новых самолетов Ан-124 («Руслан»), для армии новые транспортные Ил-476 (модернизированные Ил-76). Также Рогозин пообещал помочь с заказами на гражданские самолеты. Сможет ли ульяновский завод справиться с такими заказами? Не уверен.

Несмотря на то, что в ангаре висит транспарант «Ульяновск – авиационная столица России», в реальности завод последние 20 лет влачит жалкое существование. За это время единственным достижением завода стал выпуск самолета серии Ту-204, который был разработан еще в конце 80-х годов. Но особой популярностью, несмотря на господдержку, этот самолет не пользовался. Причины называются самые разные: от недоверия к продукции отечественного авиапрома до высокой цены. Но некоторые выводы можно делать из опыта компании «Владивосток-авиа». В 2005 году этой авиакомпании было передано четыре таких самолета, позднее еще два. Но уже в 2012 году их планируется вывести из эксплуатации. Неужели семь лет это такой большой срок для самолета? Или все-таки с этим лайнером какие-то серьезные проблемы?

Очень сомнительным выглядит заявление о строительстве 10 новых «Русланов». Эксперты говорят о том, что их строительство в таком небольшом количестве крайне затратно, имело смысл выпускать по крайней мере 40-60 новых самолетов, тогда это может быть коммерчески выгодно. А строительство 10 новых «Русланов» будет убыточным. Вообще поддержка завода «Авиастар-СП» на данный момент обходится государству очень дорого. Например, чистый убыток за первое полугодие 2009 года составил 642 млн. руб.

В данный момент на предприятии работает около 10 тысяч человек, причем приём на работу закрыт. Это служит неким поводом для гордости, мол, все очень хотят у нас работать, но вакансий нет. На самом деле для глубоко депрессивного Ульяновска безработица (скрытая в том числе) — очень большая проблема. Хотя зарплаты на заводе не вызывают большого воодушевления.

Несмотря на заявления о том, что молодежь в последнее время активно шла на завод, лично я молодых людей до 35 лет почти не видел. На встрече с Рогозиным значительную часть представляли скромно и бедно одетые женщины лет 40-50, как будто из конца 80-х. Другая часть — мужчины, возраст которых около и за 50 лет.

Средняя зарплата на заводе – 18 тысяч рублей. Но она распределяется, как и на большинстве подобных предприятий в России, несправедливо. Рабочие, с которыми удалось поговорить, прежде всего подчеркивали, что не имеют права разглашать сведения о своих доходах – по трудовому соглашению уровень зарплаты является конфиденциальной информацией. Впрочем, об уровне своих доходов они рассказали.

— Я мастер, который отвечает за проверку и установку узловых деталей самолета. Моя зарплата 12 тысяч. В Москве на подобной должности получают не меньше 40 тысяч, — рассказывает женщина лет 50.

В наш разговор вмешивается рядом стоящая женщина примерно такого же возраста.

— А у меня около 10 тысяч получается. 23 года на заводе. Но это еще повысили немного, на 5% в этом году. И то прибавили не к официальному окладу, а к доплатам, которые в любой момент могут снять.

— Как же так, — удивляюсь я. — Ну вот средняя зарплата по заводу 18 тысяч, а мастер (не простой рабочий) получает всего 12. Откуда такая средняя?

— Вы же умный человек, неужели не понимаете, как делятся деньги на заводе, – грустно говорит мастер. Она уточняет, что зарплата менеджмента достигает сотен тысяч рублей.

— Ну а сколько молодежь получает, когда сюда приходит?

— Ну максимум тысяч 12 получается, с доплатами как молодым специалистам. А так, в основном, где-то 8-10 тысяч. Все равно идут, работы особой в Ульяновске нет, — комментируют женщины.

Два других рабочих, на этот раз мужчины, рассказали, что и их зарплата «сильно ниже» средней по заводу, но не стали уточнять, сколько конкретно получают.

Если на заводе будет запущено серийное производство, наймём на работу еще 3-5 тысяч человек, примерно в таком тоне высказываются руководители предприятий. Но неясно, какие специалисты захотят работать за такие деньги? Даже если численность рабочих на «Авиастаре» достигнет 15 тысяч человек, с советскими временами сравнить это будет нельзя.

«У нас во времена СССР работало 45 тысяч человек, были свои собственные совхозы, вообще вся инфраструктура», — рассказывают рабочие. «Даже если будет заказ, Рогозин пообещал же несколько десятков Ил-476 до 2020 года, будем делать по паре самолетов в год. А в советское время Ташкентский завод выпускал по 6 самолетов в месяц», — объяснили рабочие.

Кроме того, у российских авиастроителей существуют большие проблемы с качеством продукции. Недавно, в апреле 2011 года, Медведев раскритиковал их. Президентский самолет Ту-214, собранный в Казани, оказался крайне неудачным. Он прямо сказал, что российские самолеты уступают иностранным, несмотря на все вложения. Чиновники рассказывали, что самолет сильно шумел, трясся, а на внутренней обшивке во время одного из первых полетов вообще разошлись швы.

(Фото автора)

Tags: , , , , , , , , ,

9 Responses to Могут ли нищие рабочие из Ульяновска делать хорошие самолёты?

  1. gaal on 30.01.2012 at 12:40

    У отца на заводе также, поэтому туда почти никто не идет. Рабочие в основном в возрасте.

    Многие в городе ездят в Москву работать. Часть жителей постепенно деградирует. Часть уехала за рубеж или собирается.

    • tolkovatel1 on 30.01.2012 at 14:14

      Если не секрет, то о каком заводе идет речь?

      • gaal on 30.01.2012 at 16:55

        Саратовский радиоприборный завод. Раньше был Знамя труда. Раньше делали магнитофоны Парус. Запчасти для РЛС, подлодок до сих пор делают. Сейчас заказы намного меньше. Одно время делали колпачки (как-то по-другому называется, прикручиваются вдоль) для итальянских (по-моему) ванн.

        • tolkovatel1 on 30.01.2012 at 23:05

          спасибо!

          • gaal on 31.01.2012 at 12:02

            Собственно почти все заводы закрыли. На части оставшихся сдают площадь в аренду. В бывших производственных помещениях и закрытых НИИ теперь магазины, супермаркеты, офисы. Город постепенно в запустение приходит.

      • gaal on 30.01.2012 at 16:57

        Для российских ванн делали латунную фурнутиру. Итальянцы платсмассовую.

  2. afk99 on 30.01.2012 at 20:38

    Вот все пишут, что на заводах дела хуже некуда, платят мало, оборудование изношено.В общем уныние царит.

    А вот и нет!Или по крайней мере не у всех!

    Нашел я, случайно, в контакте страничку одной дамы, непонятно откуда взявшейся на заводе с приходом нового руководства из Москвы, чем занимается, я тоже не понял, пока работал, что то связанное с финансами.

    И открылась мне вполне счасливая картина жизни менеджера на госпредприятии.

    Вот и с вами немножко решил поделиться, вдруг мнение изменится))))).

    Разел Места
    Путешествие:
    Hurghada

    Путешествие:
    Lima

    Путешествие:
    Burgas

    Путешествие:
    Sousse

    Путешествие:
    Karlovy Vary

    Путешествие:
    Irákleion

    Путешествие:
    Rovaniemi

    Путешествие:
    Paris

    Путешествие:
    Nice

    Путешествие:
    Dubai

    Путешествие:
    Monaco

    Путешествие:
    Paphos

    Путешествие:
    Palma

    Путешествие:
    Barcelona

    Путешествие:
    Palermo

    Путешествие:
    La Paz

    Путешествие:
    San Marino

    Путешествие:
    Roma

    Путешествие:
    Honolulu

    Санаторий:
    Ассы, c 2010 г.
    Уфа

    Санаторий:
    Чайка , в 2010 г.
    Чайковский

    Санаторий:
    Ключи, в 2008 г.
    Суксун

    Путешествие:
    Hanoi
    c 2011 г.

    Путешествие:
    Siĕmréab
    c 2011 г.

    Путешествие:
    Louangphrabang
    c 2011 г.

    Записи на стене

    Знаете, друзья. У меня случилась самое счастливое празднование Нового года — в Камбодже, в компании малознакомых людей — но все было очень трогательно и я чувствовала себя по настоящему счастливой…Замечательный будет 2011 год!
    12 янв 2011

    Питер. Влюбленная в скрипку Ванесса Мэй и потрясающий звук голоса и фортепиано Элтона Джона. Это того стоило.
    14 дек в 20:10

    В субботу побывала в Москве на концерте в клубе 16 тонн группы Танцы минус..Город сказка город мечта — пропадаешьв его сети , пропадаешь навсегда……))
    6 дек в 23:16

    Кумертау, Уфа, Москва, Кумертау, Москва, Кумертау, Питер,Кумертау, Пермь, Кумертау, Пномпень….успеть бы везде до Нового года!:-)
    26 ноя в 20:29

    Отдыхаю в горах, в Белорецке
    11 окт в 18:04

    Собираюсь на выхи в Абзаково
    30 сен в 22:22

    Великолепный концерт был в Москве «Roxette» !!
    20 сен в 18:41

    в выходные побывала на Аркаиме.
    6 сен в 9:00

    уехала на выхи в Уфу.
    27 авг 2010

    уехала на выхи в Соль-Илецк
    13 авг 2010

    А вы говорите дела плохо))))))))

    • tolkovatel1 on 30.01.2012 at 23:05

      И все благодаря ВладимВладимировичу!

  3. alukard on 30.01.2012 at 20:44

    Все страшнее и страшнее на наших самолетах летать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *