Как в Чехии растят будущую элиту страны

02.02.2012

Урок в аудитории школы Open Gate

Нувориши в странах Третьего мира покупают дворцы, яхты и дорогие автомобили. Богатые люди из более развитых государств иногда задумываются о будущем, и жертвуют деньги на социальные проекты. В Чехии миллиардер Петр Келлнер оплачивает обучение детей из бедных семей в частной школе, которую он сам же и построил.

Школа Open Gate сейчас входит в десятку лучших средних школ Чехии, а каждый второй ее выпускник поступает в лучшие университеты США, Великобритании, Франции, Германии и других стран. Оставшаяся половина успешно сдает экзамены в чешских университетах.

Урок в аудитории школы Open Gate

Разбогатевший на чешской и российской приватизации Петр Келлнер, которому принадлежит в России Home Credit Bank, несколько лет назад всерьез задумался о поддержке среднего образования в Чехии. Ему показалась несправедливой практика, когда талантливые дети из неимущих семей фактически лишены возможности получить высококлассное образование. В 2004-2005 годах его структура — фонд «Эдука» (вошла затем в фонд Келлнеров), за 16 миллионов евро построила в 10 километрах от Праги настоящий университетский городок. В школу набрали лучших преподавателей как из самой Чехии, так и других государств (так, директором стал англичанин Питер Нитше), и сейчас в ней уже учится 290 человек. Из них 112 человек — в начальной школе, 178 — в гимназии (старшей ступени средней школы). Каждый год количество учеников увеличивается примерно на 20-30 человек. До 6-го класса учеба у них идет на чешском и английском языках, с шестого класса — целиком на английском.

Заместитель директора школы Петер Хара ведет урок экономики для гимназистов (на английском языке)

Естественно, ученики могут выбирать себе и второй иностранный язык. По итогам обучения каждый школьник получает международные баллы (IB), которые позволяют ему поступить во многие престижные и передовые университеты мира (как правило, в США и Великобритании, в числе которых Массачусетс, Кембридж, Оксфорд и так далее). По сути, выпускники Open Gate получают сразу два полноценных средних образования — международное и чешское.

— Философия нашей школы заключается в создании равных условий, — говорит директор Open Gate Питер Нитше. — Мы не хотим, чтобы дети богатых родителей жили как в золотой клетке. В нашей школе получают право учиться те дети, которые сдали вступительные экзамены и родители которых способны оплатить обучение, так и дети из бедных семей, в том числе и сироты из детских домов, обучение которых оплачивает фонд Келлнеров (The Kellner Family Foundation).

Урок в начальной школе

Полная стоимость обучения — около 20 тысяч евро в год. Это при условии, если ученик (уже с гимназии) живет полностью на территории учебного городка. Полупансион стоит ровно вполовину дешевле. Полностью свою учебу оплачивает лишь 30% студентов, остальные получают стипендии от Келлнера. При этом каждый второй ученик в школе вообще обучается бесплатно — за счет фонда Петра Келлнера. Особая гордость руководства школы — это учеба в ней талантливых детей-сирот из детских домов. Таких в ней порядка 20 человек (в гимназии).

Эти дети через 30-35 лет смогут управлять Чехией и, возможно, Евросоюзом

Чтобы попасть в Open Gate надо сдать тексты на интеллектуальное развитие ребенка, пройти собеседование, крайне желательно иметь рекомендации. Кроме того, для чехов необходимо сдавать школьные экзамены, для иностранцев условия чуть легче — эссе.

В прошлом году на 18 мест в начальной школе поступило 85 заявок. Элитной школой в Чехии заинтересовались нувориши и микро-олигархи из России — в Open Gate уже учится несколько русских, как правило из семей эмигрантов. Впрочем, число иностранцев руководство школы серьезно увеличивать не намерено. Неофициально проект считается инкубатором для будущей чешской экономической и политической элиты. Поэтому крайне важно, чтобы будущие чешские элитарии были лишены присущего странам Третьего мира социального расизма, ведь крошечная Чехия — не африканизированная Россия или ее духовный собрат  Нигерия, а в маленьком государстве сильное расслоение чревато проблемами.

Спортивный зал Open Gate для игры в баскетбол и волейбол — очень просто и функционально

Если говорить о самой школе, то ее проект не является чрезмерно затратным. Полное содержание школы, имеющей на своей территории два учебных корпуса (построенных в простом, утилитарном стиле), стадион, бассейн, спортивные залы, тренажерные залы, четыре здания общежития, собственный мини-зоопарк и ферму с лошадьми, овцами и козами, библиотеку, два клуба и административно-хозяйственные постройки обходится примерно в 4-4,5 миллиона евро в год. Из них школа сама покрывает за счет своих заработков около 55-60%. Остальные деньги поступают от фонда Келлнеров.

Британский педагог Питер Нитше попал в Чехию благодаря своей жене-чешке и даже выучил непростой славянский язык

Не трудно подсчитать, что купающиеся в нефтедолларах путинские чиновники и равноудаленные олигархи могли бы в каждом регионе России создавать такие школы, в которых право на обучение имели бы не только детишки нуворишей (в России удивить кого-либо дорогостоящей частной школой сложно), но и выходцы из семей бедняков. Однако, как уже писал блог Толкователя, «патриотические» чинуши в РФ предпочитают тратить сотни миллионов и миллиарды рублей на строительство дворцов и ремонт в своих особняках или виллах (мы не говорим про путинских олигархов, уставших скупать зарубежную недвижимость и соревноваться с арабскими шейхами в длине своих яхт). Будущее страны их интересует мало — сами они видят жизнь своих детей исключительно вне ее пределов, как правило, в Великобритании или Швейцарии.

Преподаватель школы позирует на фоне разрисованной школьниками стены

Изнутри школа выглядит весьма просто и функционально, никаких золотых унитазов и прочих понтов. Однако в отличие от многих российских средних школ, являющихся чем-то средним между казармой и идеологической сталинистской тюрьмой, попав в Open Gate, сразу видишь, что она создана людьми для людей: стены разрисованы школьниками, везде висят их поделки, словом, в здание вдохнули душу. Такая же атмосфера царит и в общежитиях студентов. В свободное от учебы время школьники могут заниматься спортом (действует около 70 различных кружков и секций), работать в мастерской, плавать, ухаживать за животными на ферме, сидеть в библиотеке, пить кофе в клубе и так далее. Единственное, что строго запрещено на территории кампуса — это курение и распитие любых алкогольных напитков.

Стадион школы. Слева — учебный комплекс начальной школы, прямо — гимназия, столовая, бассейн, спротзалы.

Клуб учебного городка, за ним библиотека

Игровая площадка для самых маленьких, за ней — общежития. Выглядят более чем скромно, никаких дворцов

Учебный корпус начальной школы

Основной учебный корпус

Мини-ферма

Пока дети учатся, козы пасутся на лугу

Внутренний антураж школы:

Внутренний дворик основного учебного корпуса

Коридоры:

Образцы творчества и рукоделия школьников навалены повсюду

Преподаватели на перемене

Фойе студенческого общежития

 Несмотря на атмосферу свободы и вольнодумия, в Open Gate все ученики носят униформу

Ветеранам в определенные дни разрешается надевать «парадку» 🙂

Tags: , , , , , , , ,

3 Responses to Как в Чехии растят будущую элиту страны

  1. gaal on 02.02.2012 at 11:09

    Английский не плохой язык. Во всяком случае мне нравится.

    Иногда думаю, что лучше бы все начинали обучение не с английского, французского, немецкого, испанского или портуальского, других европейских языков, а с современной латыни — интерлингва.

    (Жаль раньше о ней не знал. Эсперанто не заинтересовал. Пожалуй еще интересные языки ru.wikipedia.org/wiki/Глоса и ru.wikipedia.org/wiki/Ифкуиль)

    http://histriko.tripod.com/manual/index.html

    ru.wikipedia.org/wiki/Интерлингва
    http://interlingua.narod.ru/index.htm
    http://histriko.tripod.com/manual/index.html

    Из предисловия:

    Общеизвестным из истории дореволюционной России является факт преподавания латинского языка во многих гимназиях, в которых латынь, наряду с греческим языком, способствовала формированию у студентов общего подхода к освоению европейских языков.

    Отсутствие подобной дисциплины в современных школах и гимназиях существенно ограничивает языковый кругозор учащихся и студентов, уменьшает степень их готовности самостоятельно овладеть каким-либо европейским языком.

    Вместе с тем, впечатляющие результаты преподавания международной лексики в реформированных шведских гимназиях дают все основания утверждать, что интерлингва является достойной преемницей латыни, причем, не только в качестве общеобразовательной лингвистической базы, но также как эффективный инструмент международного общения в современном мире.

    В самом деле, интерлингву способны понять, даже не подозревая о факте ее существования, сотни миллионов человек, национальные языки которых оказались под заметным влиянием латыни. К их числу, в первую очередь, относятся романские языки (португальский, французский, испанский, итальянский и другие).

    Более того, легкость зpительного восприятия интерлингвы позволяет задействовать ее в качестве второго рабочего языка на научных симпозиумах, где она служит прекрасным дополнением английскому языку, покрывающему, по статистике, лишь на 55% потребность в понимании получаемой информации.

    Вспомогательный характер интерлингвы проявляется наиболее ярко, все же, в способности студентов, освоивших этот курс, понимать на интуитивном уровне неадаптированные тексты на упомянутых иностранных языках — именно в этом состоит ее особая общеобразовательная ценность.

    В заключении хотелось бы отметить, что разнообразием языков программирования, выполняющих вспомогательные функции общения человека с компьютером, сейчас мало кого удивишь. Вместе с тем, недоверие к целесообразности использования вспомогательного языка человеческого общения, по всей веpоятности, еще предстоит преодолеть.

    (В самой Великобритании кстати изучают еще ru.wikipedia.org/wiki/Эльфийские_языки_(Средиземье) :), http://www.kletka.net/597-kursy-elfiyskogo-yazyka-v-velikobritanii.html факультативно)

  2. h on 02.02.2012 at 21:52

    В фильме «Ходорковский» пересказывают диалог с неким очень богатым российским бизнесменом:
    — Ты на образование давать будешь деньги?
    — Ни за что! Только больным детям. Потому что образование — это уже идеология. Ходорковский давал деньги на образование — и что?..

  3. andrey on 06.02.2012 at 12:37

    Дело не в «социальном расизме» и не в жадных «олигархах». Кстати обвинять всех богатых людей скопом, это такой же социальный расизм, как считать всех бедных тупыми.
    Я не представляю в России школы, в которой с 6го класса все обучение только на английском и где директор англичанин. Наша культура ксенофобна,
    против такой школы поднимутся миллионы «патриотически» настроенных болтунов. Не важно сколько бедных но талантливых учеников там будет учиться.
    Ксенофобия и ненависть к богатым не позволит такой школе существовать. И многие чиновники воруют и бегут из Росссии, не потому что сволочи от рождения,
    а потому что в России ненавидят успешных людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *