Туннели контрабандистов в секторе Газа

14.03.2012

Первые туннели в Египет жители Сектора Газы начали рыть в 1982 году – по ним палестинским террористам поставлялись взрывчатка, оружие и наркотики. Пика туннелестроительство достигло после 2007 года, когда Израиль объявил блокаду Газе. Палестинцы вырыли сотни километров ходов на глубине 30-40 метров. По ним доставляются ширпотреб, коровы и машины.

В 1982 году Израиль вышел с Синайского полуострова, в египетской части осталась значительная часть палестинского поселения. Тогда же израильтяне выстроили между Газой и Египтом пограничный забор. Поставки оружия и взрывчатки для продолжения интифады против Израиля были затруднены. Но забор не стал помехой для палестинцев: они в прямом смысле ушли под землю. С этого времени жители Сектора Газы начали рыть тоннели в Египет.

Израиль пытался помешать рытью тоннелей, установив 7,5-метровую бетонную или железную стену вдоль границы, которая уходила вглубь на 3 метра. Тогда палестинцы стали заглубляться на 10-15 метров. Израиль в ответ расширил зону контроля на границе, но и это не остановило трудолюбивых жителей Газы – их ходы сначала достигали длины 300-400 метров, потом 1 километра, а в наши дни – и 1,5 километров. Израиль стал использовать эхолокаторы и другие сенсоры и периодически закладывал взрывчатку в почву, чтобы спровоцировать обрушение не обнаруженных ходов. Тогда палестинцы ушли под землю на 20 метров.

На подмогу Израилю пришёл и Египет (он был вынужден это сделать под страхом лишения американской финансовой и военной помощи режиму Мубарака). В отличие от гуманистов-израильтян, египтяне стали поступать проще: они закачивали в тоннели отравляющие газы. Только за один 2005 год таким образом было отравлено более 60 палестинцев, ползших под землёй за добычей.

В середине 2007 года вооружённые исламисты из движения ХАМАС захватили власть в секторе Газа, в результате чего ужесточилась израильская экономическая блокада при поддержке Египта. С прилавков магазинов, на рынках исчез почти весь ассортимент ширпотреба. Большинство автозаправочных станций остановились, что практически полностью парализовало движение автотранспорта. Палестинцы стали интенсифицировать рытьё туннелей. К 2008 году их число достигло 200-300, каждый из которых был длиной более 1 км. Примитивные лазы были превращены в настоящие инженерные сооружения – укреплённые бетоном, обшитые железными листами, с проведёнными в них вентиляцией и электричеством. Более 30 лазов были даже оборудованы лифтами.

Через такие туннели из Египта в сектора Газа потекли не только привычные оружие, взрывчатка и наркотики, ширпотреб и лекарства, но даже такие крупногабаритные товары, как автомобили и коровы. Последние наряду с другим скотом (в основном овцами, но и иногда и верблюдами) были практически единственным экспортным товаром, который палестинцы могли предложить египтянам.

Самыми богатыми людьми в секторе Газа стали владельцы этих туннелей. Владелец среднего по пропускной интенсивности хода мог зарабатывать чистыми по 2-3 тысячи долларов в день. Достаточно упомянуть, что автомат Калашникова покупался в Египте за 500 долларов, а головорезам в Газе продавался уже по 2 тысячи. Литр бензина в Египте стоил 0,5 доллара, а в Газе – до 2 долларов.

При этом владельцы тоннелей без зазрения совести жестоко эксплуатировали своих соплеменников. Рабочий день копальщика хода стоил 10-15 долларов в день, курьера, который туда-сюда таскал по туннелю товары – до 20 долларов в день. При этом такая работа была даже опасней, чем привычная для палестинцев террористическая деятельность: в среднем за год от египетских отравляющих газов, обвалов, подземных бомбёжек израильтян погибало до 100 человек.

Ещё одним препятствием для контрабандистов стала толстая стальная стена, врытая египтянами на глубину 30 (!!!) метров (стена, кстати, была оплачена американцами). Но и она не остановила палестинцев, они стали делать в ней дыры газовой резкой (что в том числе увеличило смертность людей от частых взрывов баллонов), либо углубляться на 35-40 метров.

О масштабах этой подземной контрабанды говорят такие цифры. По оценкам ООН, в сентябре 2011 года через КПП «Керем Шалом» из Израиля в сектор Газа были доставлены 46 500 тонн товаров. По контрабандным туннелям из Египта в палестинские области были доставлены более 90 000 тонн товаров. Легальным путем через КПП «Керем Шалом» в сектор были доставлены 9195 тонн цемента и 1418 тонн стали. А по туннелям контрабандисты протащили около 90 000 тонн цемента и 15000 тонн стали.

И всё же масштабы контрабандной деятельности понемногу падают. Это связано с ослаблением израильской блокады. В чудовищно перенаселенной Газе (2 млн. человек теснятся на 350 кв. км) уровень безработицы снизился с 45,2% во втором полугодии 2010 года до 32,9% в первом полугодии 2011 года. Интенсивно стало развиваться сельское хозяйство – так, в нынешнем году всем желающим раздадут или бесплатно, или по незначительной цене почти миллион саженцев оливок и десятки тысяч фруктовых деревьев.

Стоимость обычного туннеля сегодня упала с 400 до 300 тысяч долларов. Несложно подсчитать, что при сниженной цене он окупится всего 3-5 месяцев лазанья по нему. Одна из лучших инвестиций в нынешнем мире.

Tags: , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *