Как реформировать политическую власть в Москве

07.06.2012

Одним из новых лозунгов уличной оппозиции стало расформирование Мосгордумы и досрочные выборы в неё. Но это действие всё равно не изменит политическую систему города. Следует же добиваться возвращения конституционных норм в наш город: деления Москвы на районы и выборов их глав и райсоветов.

Москва и Санкт-Петербург составляют исключение из конституционного поля: фактически эти два субъекта являются генерал-губернаторствами без местного самоуправления. Все остальные 81 регион России в своём составе имеют районы. В обеих же столицах это среднего звена представительной власти нет – после губернатора и законодательного собрания идёт такое звено управления, как муниципальные советы. Последние имеют очень ограниченные полномочия – фактически, они ведают только благоустройством территорий. При этом исполнительная власть на уровне управ – не выборная, и составляет часть системы генерал-губернаторства.

Требование же установления районного деления в Москве – это всего лишь возвращение конституционных норм. Де-юре Москва живёт вне Конституции РФ.

Возьмём соседний регион – Московскую область. Она, с населением 6,5 млн. человек, состоит из 39 районов. В каждом из районов регулярно выбирают районный совет и главу района. Как правило, райсовет состоит из 20-25 депутатов. В ведении райсовета – утверждение местного бюджета и другие полномочия, в первую очередь градостроительная политика и образование. Величина бюджета зависит от населения района. К примеру, в Талдомском районе с населением 44 тыс. человек – это 1 млрд. 60 млн. рублей дохода (2011 г.), в Мытищинском с населением 200 тыс. человек – 5,6 млрд. рублей (2011 г.). Для сравнения: бюджет муниципального собрания такого образования Москвы, как Замоскворечье – 34,6 млн. рублей (2010 г.) При этом население Замоскворечья больше численности населения Талдомского района на 6 тыс. человек – 50 тыс. Зато бюджет этой территориальной единицы Москвы – в 30 раз меньше.

До 1993 года Москва делилась на 32 района плюс 33-й субъект – Зеленоград. На карте ниже можно посмотреть на административное деление столицы.

Превращение Москвы в генерал-губернаторство началось ещё при первых либералах, в 1990 г. – мэре Москвы Гаврииле Попове и его соратниках Станкевиче, Боксере, Музыкантском, Заславском, и т.д. Тогда объектом их ненависти стали Советы. Вот пример их тогдашней аргументации:

«Нас ждут очень трудные времена, которые потребуют от нас очень серьезных вещей», — заявил Гавриил Попов 1 сентября 1990 г., выступая на совете представителей Московского объединения избирателей (МОИ). «С идиотизмом Советской власти необходимо покончить», — заявил 6 сентября под гром аплодисментов председатель Ленсовета Анатолий Собчак, выступая в Москве.

Советам принадлежит вся совокупность власти, Советы различных уровней не подчинены друг другу, число депутатов чрезмерно. Результат такого порядка, по мнению Гавриила Попова, — паралич городского  хозяйства: районы возражают против всякого строительства на своей территории, если оно с их точки зрения не соответствует интересам района.

Единственным выходом из создавшейся ситуации столичные мэры считают кардинальную реформу системы городского управления. Основной замысел реформы, согласно Попову, — усиление роли подчиненных мэру и назначаемых им чиновников, укрупнение районов и максимальное развитие самоуправления на уровне микрорайонов».

При этом ещё более удивительно, что чуть более половины райсоветов Москвы  в результате выборов 1989-90 гг. перешло под контроль перестроечных сил (в основном объединения «Демократическая Россия»). И эти райсоветы явились оплотом борьбы с режимом КПСС. В частности, именно на уровне райсоветов организовывался сбор людей на антиправительственные манифестации, производилась наглядная агитация, и т.п.

Окончательно с местным самоуправлением было покончено в октябре 1993 г., когда либералы не только расстреляли Белый дом, но и ликвидировали систему Советов (кстати, значительную часть нынешних лидеров «Белой ленты» составляют те, кто непосредственно участвовал в той хунте, либо активно приветствовал её деятельность). В Москве перешли на систему префектур и управ, главы которых безо всяких выборов назначаются мэром (длительное время – тоже назначаемым, но уже из Кремля).

Что сегодня надо предпринять в Москве? Опыт мегаполисов развитых стран показывает, что в подавляющем большинстве их в основе городской системы управления стоит районный принцип. Так, Лондон (точнее, Большой Лондон) разделён на 32 района и Сити. Все районные советы – избираемые. Число депутатов в райсовете зависит от численности района, и колеблется от 46 депутатов (Хаммерсит и Фулхэм) до 70 (Кройдон). Всего же на весь Лондон насчитывается 1861 депутат. Результаты выборов в райсоветы Лондона можно посмотреть здесь.

Берлин — город является одновременно субъектом федерации (землёй) и городом (коммуной). Разделён на 12 районов. Районы управляются Советами, каждый из которых состоит из 45-55 депутатов. Депутаты избираются на основе пропорциональной системы с 5% барьером жителями соответствующего района на 4 года.

Вена также имеет двойной статус – земли и муниципалитета. Город состоит из 23 районов, в которых осуществляется местное самоуправление. В районах города функционируют районные советы, районный судья, районные руководители и районные ведомства магистрата. Районный совет состоит из 40-60 советников, избираемых населением на 5 лет и работающих без отрыва от основной работы.

На наш взгляд, разумно было бы вернуться к административному делению Москвы, существовавшему до 1993 года – 32 района + Зеленоград (без учёта новых присоединённых территорий). Численность каждого сейчас составляла бы 300-400 тыс. человек. Райсовет, в зависимости от численности населения, составлял бы 30-50 человек. В общей сложности было бы выбрано около 1400 депутатов. Выборы имело бы смысл проводить по смешанной системе – партийно-мажоритарной (соотношение мест 2/3- 1/3).

Кроме того, население района выбирало бы на прямых выборах его главу (т.е. 33 выборных главы района). Полномочия главы района и райсовета определялись бы Законом о местном самоуправлении. Всё это смогло бы вернуть управление Москвой в конституционное поле.

Что это могло бы дать оппозиции? В некоторых районах, в первую очередь там, где высок уровень жизни, они могли бы взять большинство в райсоветах (что это за районы – на карте внизу). В некоторых районах (в первую очередь, в центре и на западе Москвы) оппозиция даже могла бы выиграть выборы глав районов.

Во-вторых, это стало бы хорошей управленческой школой для несистемной оппозиции. Представители десятков новых политических партий имели бы шанс провести своих представителей в райсоветы. По мажоритарной системе (одномандатники) в райсоветы смогли бы пройти и отдельные активные личности, не состоящие ни в какой партии.

В-третьих, и это самое главное – власть в Москве впервые за долгий срок смогла бы почувствовать ответственность перед народом за повседневные дела – снос старых зданий и уплотнительную застройку, отсутствие парковок и зелёных насаждений, за очередь в детские сады и школы, наконец – отчитывалось бы за каждый истраченный из районного бюджета рубль.

Но, скорее всего, уличная оппозиция из состава т.н. «Белой ленты» отвергнет предложение о реформе административного деления Москвы. Потому что всем сразу хочется в Кремль, а не в райсовет.

Tags: , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *