Петанк и маёвка как путь самодемократизации

27.06.2012

После принятия драконовского «Закона о митингах и собраниях» народные игры на воздухе остаются последней легальной возможностью обойти это нововведение. 24 июня на любительском турнире по петанку в Парке им. Горького мы опробовали эту возможность – ОМОН к нам не приехал. Играйте в петанк – это ещё и способ низовой самоорганизации и демократии.

Закон «Больше трёх не собираться», кажется, поставил крест на народных собраниях на общественных пространствах (на частных территориях – на квартирах, в кафе, на дачах – это делать ещё можно). Но есть способ обойти этот запрет – народные игры на открытом воздухе.

В России имеется богатый опыт прошлого – времена деспотии Романовых. Как и в начале ХХ века, парки и лесополосы наполнит разночинный люд. Кто-то будет читать стихи, кто-то — Маркса, многие просто выход на природу будут использовать как символический акт отрешения от бездушного офисного капитализма. Лев Толстой собирал своих последователей за игрой в городки, а большевик Бонч-Бруевич — за крокетом. Ничто не мешает повторить этот опыт и вам.

(Лев Толстой и его последователи за игрой в городки)

Одна из самых демократичных игр — петанк. Этой игре — столетия, возникла она во Франции и стала уделом низов. Пока верхи бродили по гольф-полям и упражнялись в выездке и охоте, простые пейзане гоняли шары на любой ровной поверхности.

Я познакомился с этой игрой лет десять назад во французских Каннах. Рядом с Дворцом фестивалей, знаменитым своим кинофестивалем, разбито 30-40 площадок. Днём их заполняют старички, вечером к ним присоединяется трудовой люд помоложе. Зрелище из 100-150 игроков на небольшом клочке земли — это нечто невообразимое для России, у нас до недавнего времени столько не собирали политические митинги. В довершении картины рядом с площадкой усаживались аккордеонисты.

Именно тогда петанк привлек меня своим демократизмом и простотой правил. И ещё — неспешностью. Эта игра устроена так, что твой бросок, вход в игру может состояться только каждые 2-3 минуты (иногда и пять). За это время, как простой француз, ты можешь переговорить с несколькими людьми, выпить вина или пастиса (последний — анисовая водка, разбавленная водой, — традиционный атрибут этой игры). Или просто посидеть и спокойно послушать аккордеониста или речь политического оратора невдалеке (однажды я попал на мини-митинг сторонников Ле Пена, совмещённый с петанком).

В Москве петанкистов, относительно регулярно выходящих играть, не так много — человек 200-250. Раньше их точкой сбора была Болотная площадь — пока года 3-4 назад её не покрыл плиткой Лужков (вот кто до Собянина начал неоднозначные эксперименты по «улучшению» общественных пространств). Точно также покрыли плиткой дорожки вокруг Патриарших прудов — там первыми в Москве, ещё в конце 90-х начали играть экспаты. В центре города пространство для игры в петанк стремительно сокращается — бульвары все сплошь закатывают в панцирь.

Потому-то московские петанкисты разбились на группы по территориальному признаку, выбирая площадки поблизости от мест проживания — регулярно собираются группки в Марьино, в Люблино, в Сокольниках, в Серебряном Пруду, во дворах в начале Кутузовского, и т.д. Наиболее активной стала группа, которая почти каждые выходные в тёплый сезон собирается в парке на улице Бахрушина — игра там проходит в хоккейной коробочке, засыпанной песчано-гравийной смесью. Сборы объявляются заранее в этом сообществе в ЖЖ.

Петанк на улице Бахрушина стал практическим воплощением идеи маёвок на открытом воздухе. За два сезона там перебывали представители как минимум десятка политических течений — от антифа и Бунда до монархизма и анархизма (но в итоге петанк всё более становится игрой левых – в противовес «правому» футболу). А также к игре были привлечены журналисты более десятка редакций. Большинство из них сначала приходили за общением на политические и общественные темы, но потом почти все втягивались в игру. Петанк стал для нас точкой сбора и первичной демократической ячейкой. «Свобода. Равенство. Братство» — французы подарили нам игру, как нельзя более подходящую для нынешней подмороженной России.

(Петанк на Бахрушина. Автор фото (и активный участник маёвок) — правозащитник Ильнур Шарапов)

+++

24 июня именно французы организовали любительский турнир по петанку «Кубок Зайончек» в честь общественного деятеля Ирэн Зайончек (кстати, она – потомок русской белой эмиграции, осевшей во Франции), являющейся также президентом Российского благотворительного фонда САМЮ сосьяль Москва. Мероприятие было организовано французским рестораном La Boule (его совладелицей Бланш Нюманн) в пользу обездоленных детей Москвы (www.samu.ru).

Перед рестораном La Boule разбиты 11 площадок для петанка. В итоге в турнире приняли участие 8 команд. Они были разбиты на 2 группы, в полуфинал выходили по две команды. Победителем турнира стала пара Владимир Косарев и Андрей Ширинский (счёт игры – 13:5). Оба по своим убеждениям – социалисты, постоянные участники маёвок в парке на улице Бахрушина. Второе место досталось французской паре. Команда авторов этого текста – социалистов-прогрессистов, под названием «Коммунар» (Павел Пряников и Сергей Смирнов) заняла 4-е место. Всего же участие в маёвке приняло 60-70 человек. Разумеется, были французская музыка, пиво, пастис, вино, паштет из утки.

Ниже фотографии с этого турнира:

(Крайние слева — победители турнира Владимир Косарев и Андрей Ширинский; следующие двое — занявшая второе место французская семейная пара; крайние справа — пара, занявшая 3-е место; в центре в жёлтой блузке Ирэн Зайончек)

+++

(Подробнее о правилах петанка можно прочитать здесь)

 

Tags: , , , , , ,

One Response to Петанк и маёвка как путь самодемократизации

  1. lles on 01.07.2012 at 18:35

    Петанк и маёвка как путь самодемократизации -вино и петанк -это моя атмосфера…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *