Почему Америка не Россия: история университетов

09.08.2012

Принстонский университет

В неосоветском обществе давно укоренилось представление о том, что США — это сравнительно молодая страна, не имеющая серьезного бэкграунда по сравнению с «тысячелетней» Россией. Между тем, первые высшие учебные заведения в США появились раньше, чем в России.

Полтора года назад Блог Толкователя частично затронул тему урбанистики в США и России. Особенностью США является наличие сразу 4-5-6 первоуровневых городских центров и около двух десятков второго ранга. Это отличает ее от России XVIII-XIX веков, в которой, по сути, существовало лишь полтора города — административная столица Санкт-Петербург и «традиционный» центр — Москва. В значительной степени такая иерархия сохраняется в РФ и до сих пор.

Другой отличительной особенностью США в сравнении с Россией является более высокий уровень образования и более широкое распространение образованности — причем речь идет не только о XIX веке, но и более ранней эпохе, в том числе, догосударственной (до независимости САСШ), когда будущие США представляли собой колонии Великобритании.

На территории США первые «высшие» образовательные учреждения (в близком к современному пониманию этого термина) появились еще в XVII веке. Первым таким институтом стал Новый колледж, основанный в английской колонии Массачусетского залива в 1636 году, который спустя 200 с лишним лет стал называться Гарвардским университетом. Изначально это было церковное образовательное учреждение пуритан, но уже с конца XVII века образовательная программа становится все более светской. Примечательно, что на момент создания Нового колледжа, общая численность англо-шотландских колонистов на территории будущих Тринадцати колоний вообще не превышала 35-40 тысяч человек.

В 1693 году в североамериканских колониях возникает колледж Вильгельма и Марии (Виргинская колония), а в 1701 году в Коннектикутской колонии создана Коллегиальная школа, будущий Йельский университет. К созданию последнего университета также приложили большие усилия пуритане.

В 1740 году в колониях основаны Филадельфийская академия (Пенсильванский университет), в 1746 году — колледж Нью-Джерси (Принстонский университет), в 1754 году — Королевский колледж (Колумбийский университет), 1764 году — Род-Айлендский колледж (Брауновский университет), в 1766 году — Ратгеровский университет, в 1769 году — Дартмутский колледж (он до сих пор сохранил в своем названии слово «колледж», хотя это давно полноценный университет).

Безусловно, возникшие в XVII-XVIII веках в английских североамериканских колониях колледжи не были в полной мере аналогом европейских университетов, хотя считались учреждениями высшего образования. Отличие колледжа от университета состояло в том, что там изначально не было деления на факультеты (департаменты) и студенты получали образование только в одной области. При этом концептуально идея американского университета, в который были затем, начиная с XVIII века, трансформированы колледжи, восходит к европейской средневековой традиции. Факультет (департамент) представляет собой академический цех свободных «мастеров» и «подмастерьев». Университет — это лишь союз таких цехов. Поэтому в идеале университет представлял собой копию такого «города мастеров».

Трансформация колледжей в университеты иногда происходила довольно быстро. Основанная в 1740 году Бенджамином Франклином Филадельфийская академия де-факто стала Пенсильванским университетом в 1765 году, а де-юре — в 1779 году (такое мнение, в частности, высказывал Марк Ллойд, архивариус университета, по другим версиям, университетом его можно считать именно с 1746 года). Благодаря колледжам, в будущих США достаточно большое количество жителей колоний (в основном из привилегированных классов) получили образование, став впоследствии костяком новой, национальной элиты.

Всего к 1819 году в США существовало 13 университетов (некоторые из них считались по-прежнему колледжами, хотя в них уже существовало по нескольку «департаментов).

Пенсильванский университет

Характерной особенностью всех колледжей был патронат со стороны религиозных общин (пуритане, церковь Англии, пресвитериане, баптисты, голландские реформисты и так далее). Также немаловажно, что все эти образовательные учреждения имеют непрерывную историю — в отличие, например, от России, где в 20-30-х годах XX века университеты были практически полностью уничтожены и заново сформированы (это касается также и МГУ). С учетом совмещения преподавательской и научно-исследовательской работы в университетах, а также ряда других важных обстоятельств (подробнее о них можно прочитать в лекции профессора Павла Уварова и здесь) американские университеты являются лидерами в мировом образовании и сейчас.

Как считалось ранее, в России первый университет — Московский, появился в 1755 году. По другой версии, первым российским университетом следует считать Академический университет в составе созданной в 1724 году Санкт-Петербургской академии наук. Правда, это образовательное учреждение работало с перерывами и нерегулярно.

Если не считать этой мутной истории, то в Российской империи все же были достаточно древние университеты, однако они не были созданы русскими или православной церковью, и для страны являлись в полном смысле этого слова «трофейными». К примеру, это  Дерптский университет, созданный еще в 1632 году шведским королем Густавом II Адольфом. Правда, этот «трофейный» университет после присоединения нынешней Эстонии к России в 1721 году прекратил свою работу и открылся заново лишь в 1802 году.

При Александре I в первой четверти XIX века в России открылись университеты в Дерпте, Казани, Харькове, заново в Вильно (Виленский университет на самом деле также был «трофейным» — он был основан еще в Речи Посполитой и ведет свою историю с 1570 года, университетом с несколькими факультетами он стал в 1644 году и до 1755 года являлся самым восточным европейским университетом)  и Санкт-Петербурге (1819). Таким образом, к началу XIX века в России существовал лишь полтора или два университета — с учетом Славяно-Греко-Латинской и Художественной академий (в США — 9 с теми или иными оговорками).

Такое достаточно позднее открытие университетов (говоря шире — высших образовательных учреждений) для христианской страны с «тысячелетней» историей выглядит очень странным (с США все понятно — это переселенческая страна, которой де-юре до 1783 года вообще на свете не было). К примеру, в соседней с Россией (тогда еще Московией) Польше (Речи Посполитой) первый университет появился в 1364 году в Кракове, а в Швеции — в 1477 году (в Уппсале). А существовавшая в XV-XVIII веках поговорка — Ubi universitas, ibi Europa (Где университеты, там и Европа), косвенно свидетельствует о том, что Московия к Европе не относилась в образовательном плане. Но если в Европе церковь довольно часто стояла у истоков основания тех или иных университетов (например, Парижского, Мадридского, Оксфордского), а затем уже с XIV века стали появляться и «светские» университеты (Краковский, Пражский и т.п.), то в зоне православия вплоть до XVII века эти тенденции отсутствовали.

Гарвардский университет

В результате чего уровень образования даже неподатных сословий, прежде всего, церковников, был совсем минимальным. Так, приглашенный в конце XVII века Петром I в Россию выходец из Западной Руси Дмитрий Ростовский жаловался на чудовищную безграмотность и невежество православных попов. И вообще, как свидетельствовали реалии XVI-XVII веков (особенно первой половины), все сколько-нибудь грамотные православные люди проходили обучение в католических и иезуитских школах и училищах (об этом чуть ниже). Причем это касалось не только Руси, но и даже Греции. Так, Арсений Грек, сподвижник патриарха Никона, учился в католической школе в Венеции и Риме (согласно традиции), а затем — в Падуанском университете.

Первое образовательное учреждение «высшего» типа появилось в Московии в 1687 году — Славяно-Греко-Латинская академия, созданная по инициативе просветителя Симеона Полоцкого (выходец из Речи Посполитой). В ней образование в основном шло на греческом и латинском языках, а преподавали в большинстве своем иностранцы — греки, а также выходцы из Западной Руси. Академия существовала до 1814 года.

Что же было до нее (военные, начальные и профессиональные училища, появившиеся в России при Петре I и позднее оставим за рамками статьи)? Попробуем проследить истоки появления первых учреждений высшего образования на территории в целом бывшей Киевской Руси. Согласно древнерусским летописям, некая школа была создана в Киеве (вероятно, также еще и в Новгороде) в XI веке при Ярославе Мудром (ряд исследователей относит их основание в эпоху крестителя Руси князя Владимира I). Правда, никакой информации о том, что это была за школа (школы), сколько она существовала и кого готовила, у нас нет. Митрополит Макарий в своей капитальной работе «История Русской церкви» старательно обходит все моменты реальной истории подобных училищ (поскольку о них нет никаких подробных данных), ограничиваясь лишь общими сентенциями в духе:

Вообще, надобно заметить, что книжное образование и письменность были у нас тогда довольно распространены, особенно в Киево-Печерской обители. Нестор свидетельствует, что в келье преподобного Феодосия день и ночь писал книги один черноризец по имени Иларион, очень искусный в этом деле, что сам Феодосий часто прял нити, нужные для переплета книг, а великий Никон в то же время занимался переплетом их. Пресвитер Дамиан любил с прилежанием читать книги. Преподобный Григорий чудотворец не имел у себя ничего, кроме книг, и, когда однажды тати, покушавшиеся обокрасть его, подверглись наказанию от судии, святой Григорий отнес несколько книг этому судии, чтобы освободить татей, а другие книги продал и вырученные деньги раздал нищим. Преподобный Никола Святоша имел у себя много книг, которые и пожертвовал в Киево-Печерскую обитель…

Еще более замечательным ревнителем просвещения был великий князь владимирский Константин Всеволодович. Наученный многим языкам, он не щадил ничего для приобретения книг, держал при себе ученых людей и заставлял их переводить с греческого языка на славянский; в библиотеке его находилось одних греческих книг более тысячи, которые частию были куплены им самим, а частию получены в дар от патриархов, слышавших о его любомудрии. Пред своею кончиною (1218) он пожертвовал собственный дом во Владимире, всю свою библиотеку и разные волости для училища, где иноки, русские и греки, обучали малолетних детей.

В XIII-XVI веках ситуация не улучшилась — о наличии простейших училищ известны лишь самые крохи информации:

Например, во 2-й половине XIII в. была школа на Волыни, где обучался святитель Петр; в XIV в. были школы в Киеве, где обучался преподобный Стефан Махрицкий; в Москве, где обучался святитель Алексий; в Твери, где обучался святой Арсений Тверской; в Ростове, или области Ростовской, где обучался преподобный Сергий Радонежский с своими братьями; в Устюге, где обучался святой Стефан Пермский; в 1-й половине XV в. были школы в Кашине, где учился грамоте преподобный Макарий Колязинский, и в Новгороде, где учились святые Евфимий и Иона, впоследствии Новгородские архиепископы. В житии последнего сказано, что обучением детей занимался какой-то диакон и что он имел у себя множество учеников. В Ростове как при соборной церкви Пресвятой Богородицы, так и в епископском монастыре святого Григория существовали даже библиотеки, заключавшие в себе много книг, из которых первая сгорела в страшный пожар 1408 г.

Таким образом, вплоть до конца второй трети XVI века у православных христиан не было вообще никаких образовательных учреждений, которые надежно фиксировались бы документально и функционировали непрерывно.

Йельский университет

Первое подобное училище появляется в возникшем в 1586 году Львовском православном братстве (Речь Посполитая) — это начальная православная школа. Примерно в тоже время начинает существование православное братство в Вильно, где в самом конце XVI века возникает некое подобие школы. Правда, вся жизнь этого братства проходила вокруг процесса производства и употребления меда и медовухи, а вступать в него могли как католики, так и православные. Поэтому, точных данных об образовательных функциях в нем крайне мало. В 1576 году князем Острожским была основана Острожская славяно-греко-латинская школа, однако она уже спустя полвека практически исчезла. В 1615 году первая задокументированная православная школа (Братская) появляется и в Киеве (в Московии ни одной пока еще нет, напомним).

Тем не менее, если мы взглянем на биографии всех православных ученых, теологов, философов, религиозных деятелей и так далее в XVI — первой половине XVII веков, то заметим весьма интересный факт: практически все они обучались в католических, иезуитских школах и европейских университетах.  Например, Петр Могила, фактически создавший православие на территории Западной Руси (в частности, он возобновил богослужение в Софийском соборе, добился признания независимости православной церкви в Речи Посполитой от униатов и т.п.), ставший позднее митрополитом Киевским и Галицким. Петр учился в Львовской Братской школе, а затем в католических университетах. Как и все образованные люди той эпохи он прекрасно владел латинским языком, а также знал и греческий (на латинском он написал «Православное исповедание»).

Созданная им в 1631 году Киевская школа (впоследствии — Киево-Могилянская академия, первое в истории документально зафиксированное высшее православное учебное учреждение) была полной копией со школы иезуитов:

По иезуитскому образцу разделена была школа на три яруса: низший, средний и высший, с принятыми у иезуитов наименованиями учебных предметов: фара, инфима, грамматика, синтаксема, пиитика, риторика, философия и богословие. Нормальный курс рассчитан был на 4 года низшего отделения, на 3 года среднего (риторика и философия) и на 4 года высшего богословского, всего на 11 лет. Учебные руководства и авторитеты были западные: Аристотель, богословы — Петр Ломбард и Фома Аквинат. Греческий язык преподавался слабо.

Все силы уходили на полное усвоение латинского. Еще за младшее отделение школы ученики должны были усвоить латынь как свой разговорный язык не только на уроках, но и вне классов, в своей ежедневной жизни. Кто проговаривался и произносил не латинское, а русское слово, тому на шею на ночь вешался листок с этим словом в ящичке. На другой день записывалось, что этот ящичек pernoctavitapud dominum NN. А dominus на другой день расплачивался разными наказаниями. В моде были философские и богословские диспуты на латинском языке, домашние и публичные. В дисциплине помогали школьному начальству и ученики, большей частью старшие над младшими, со специальными поручениями и латинскими титулами: визитаторы, посещавшие учеников, живших за стенами школы в семьях и в городе; сеньоры и директоры в бурсе; цензоры в церкви; авдиторы, репетировавшие слабейших. Этот внешний стиль латинских школ крепко въелся во все перенесенные затем в московскую и петербургскую Россию уставы сословных духовных школ и, постепенно ослабевая, продержался до половины XIX века.

Примечательно, что церковнославянский язык (рабочий язык православия на Руси) в этой православной академии… практически не изучался. Отметим также, что создатель грамматики церковно-славянского языка (она появилась лишь в 1619 году) Мелентий Смотрицкий закончил Виленскую иезуитскую гимназию, а затем учился в европейских университетах. Сподвижник Петра Могилы — Кассиан Сакович, ректор Киевской православной братской школы. Учился в Краковской католической и Замойской иезуитской академиях.

_______________

Таким образом, институты высшего образования в США появились даже раньше, чем на территории современной России — в эпоху их еще колониального существования в первой половине XVII века. Что касается древнейших в России учреждений высшего образования — Славяно-Греко-Латинской академии и Киево-Могилянской академии, то они так и не были трансформированы в новые, образовательные центры и в XIX веке оказались закрыты.

Tags: , , , , , , , , , ,

2 Responses to Почему Америка не Россия: история университетов

  1. lgm118a on 09.08.2012 at 16:06

    Смысл сравнительной характеристики не совсем ясен и понятен, ведь текущий уровень развития не всегда определяет прошлый опыт (что можно подробно рассмотреть на примере Японии с конца 19 века и ее бывшей колонии Южной Кореи с середины 20 века).

  2. freerider on 12.08.2012 at 01:51

    cпасибо. очень интересная статья. качество образования в лучших американских вузах действительно высокое. знаю из личного опыта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *