Как в царской России судили предшественников Pussy Riot

17.08.2012

Три активистки панк-феминистской группы Pussy Riot за выступление на амвоне в храме осуждены на 2 года лагерей. По законам Российской империи им грозило бы до 15 лет каторги. Но «признание в невежестве» смягчило бы их наказание до нескольких недель или месяцев.

В России пока нет наказания за «богохульство». В нынешнем законодательстве ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики предусматривает пункт 2 статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях. Максимальный штраф всего 1000 рублей.

Pussy Riot же судили за «хулиганство». Мы не будем вдаваться в анализ абсурдности этого обвинения – за нас это уже сделали десятки добросовестных юристов. Интереснее посмотреть, что грозило бы этим трём девушкам в царское время – ведь именно к этому времени аппелирует сегодня РПЦ, считая его своим «золотым веком» и стараясь жить по его канонам (к примеру, претендуя на признание её четвёртой ветвью власти).

Возьмём самое мрачное время – 1845 год. В стране царит рабовладение, а церковь является не только ветвью власти, но и сама вершит суд и наказания. Так, в монастырских тюрьмах содержатся сотни людей из, как сказали бы сегодня, «креативного класса».

Тюрьмы эти представляли собой земляную яму с обложенными кирпичом краями и сверху закатанную бревнами. Человека, порой скованного по рукам и ногам, бросали в этот сырой холодный погреб с крысами, которые нередко объедали нос и уши страдальцу, лишённому права иметь даже палку для защиты. Не отличалось христианским гуманизмом и содержание людей в «арестантских чуланах» и «каменных мешках» для одиночного заключения, иногда настолько тесных, что там нельзя было даже лежать, и узнику годами приходилось мучиться в скрюченном состоянии.

Так, Владимир Бантыш-Каменский, заключенный в тюрьму суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 29 декабря 1828 года по обвинению в безнравственном поведении, не продержался и месяца, умер 22 января, а декабрист князь Федор Шаховской, доставленный в монастырь 3 февраля 1829-го, скончался 24 мая того же года. Вообще, из монастырской тюрьмы нечасто выходили живыми, и те, кто смог пережить первоначальный шок, оставались там по полвека и дольше. Старообрядец Семён Шубин просидел на Соловках 63 года, а осужденный за скопчество Антон Дмитриев умер после 65 лет заточения. Таким образом, строгость наказаний за «духовные преступления» во многом превосходила наказания уголовников.

Физические страдания дополнялись моральными. В ряде случаев заключенные лишались даже права называться собственным именем, вместо которого употреблялся арестантский номер либо кличка по составу «преступления».

Возьмём самую большую и печально известную тюрьму Соловецкого монастыря. В 1830-м туда бросается крепостной философ-самоучка Фёдор Подшивалов; в 1850-м – украинский националист Георгий Андрузский; в 1861-м – священник Федор Померанцев за неправильное толкование крестьянам царского манифеста 1861 года; священник Иван Яхонтов – за служение панихиды по крестьянам, расстрелянным в селе Бездна при подавлении волнений по поводу того же манифеста.

Монастырские тюрьмы функционируют вплоть до Революции 1917 года. Вот, к примеру, какие узники сидели в суздальской тюрьме уже в начале XX века: Ермолай Федосеев – за то, что «жил в пещере и своей лицемерной праведностью привлекал к себе массы простого народа»; Иван Чуриков – «выдавал себя за целителя и чудотворца и тем эксплуатировал религиозное чувство простецов»; священник Герасим Цветков – за то, что отвергал авторитет Святейшего Синода и говорил о необходимости созыва вселенского Собора».

Но вернёмся к 1845 году и посмотрим Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.

Действия Pussy Riot в ХХС, на первый взгляд, подходят под ст. 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.

Но был ли их панк-молебен богохульством? Даже многие священники не уверены в этом или даже прямо говорят – нет, не был. Тогда действия Pussy Riot можно квалифицировать по уже более мягким статьям:

Статья 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет.

Статья 233-234. Нахождение лица в не предназначенном для него месте в Церкви — денежный штраф, арест до 7 дней.

Статья 236. Непозволительное вторжение в церковь — денежный штраф, арест до 7 дней.

Вот последние две статьи – (233-234 и 236) в наибольшей мере характеризуют панк-молебен Pussy Riot. И даже по правилам свирепой Российской империи первой половины XIX века им грозило до 7 суток ареста.

(Странницы поклоняются гипсовой фигуре Серафима Саровского)

А осознание обвиняемыми собственного невежества вообще могло снизить наказание до самого минимума. Судебные дела по богохульству прямо говорят об этом. Вот ряд таких дел:

— В торговую лавку заявился выпивший крестьянин Невьянского завода с требованием отпустить ему в долг папирос. Когда лавочник отказался это сделать, при этом побожившись и указав на висевший на стене крест, крестьянин в присутствии ещё нескольких человек разразился матерной богохульной бранью. Екатеринбургский окружного суд назначил крестьянину Бердникову, богохульствовавшему в торговой лавке Невьянского завода, наказание по 2-й части 182-й статьи «Уложения о наказаниях» в низшей мере, приговорив его к аресту при полиции на три недели, ввиду «крайнего невежества подсудимого».

— Арестованный за пьянство 16-летний крестьянин Березовского завода в арестантском помещении принялся непристойно ругаться. На попытку сокамерника урезонить буяна словами «что ты, Бог с тобою», крестьянин начал ругать матерной бранью Бога, Богородицу и православную веру. Вместо грозивших ему трёх лет, по невежеству – 2 недели ареста.

— В 1902 году было возбуждено уголовное дело по обвинению в богохульстве жившего в Екатеринбурге сына коллежского регистратора Александра Ивановича Быстрова 42-х лет. Во время игры в карты, потерпев неудачу и будучи пьян, Быстров услышал замечание от одного из игроков — Малпева, что ему, Быстрову, не везёт, потому что он плохо верует в Бога. В ответ на это Быстров, по показаниям одного из свидетелей, взял карту с королём червей и, разорвав её надвое, сказал остальным игрокам, что они не в того Бога веруют, в которого веруют все, а вот в этого, и прибавил: «Что мне ваш Бог! Он — ничто; мне калоши мои дороже, так как они согревают мне ноги, а ваш Бог ничего мне не делает». Вместо грозивших трёх лет заключения – 1 месяц тюрьмы.

Ну, а главное всё же состоит в другом. Церковь у нас не только отделена от государства, но и не является правопреемницей РПЦ Российской империи. Высшие иерархи (в т.ч. Синод) радостно в 1917 году отказались от царя. Тем самым они прервали свою преемственность. Нынешняя РПЦ де-факто была создана Сталиным в 1943 году и является преемником именно этого сталинистского новообразования.

Де-юре это признаёт и государство. Интересен такой факт. В 1964 году в СССР была образована относительно многочисленная религиозная группа под названием «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН). Своим идеалом эта группа видела примерно нынешнее состояние РПЦ, когда она вмешивается в государственные дела.

(Как и ныне о Pussy Riot, о церковных активистах из ВСХСОН писали мировые СМИ, в их поддержку выступали деятели культуры)

Лидеры ВСХСОН получили большие сроки: Игорь Огурцов – 15 лет, Михаил Садо – 13 лет. Оба они (а также Аверичкин и Вагин, получившие по 8 лет заключения) до сих пор не реабилитированы, хотя и не раз подавали документы на реабилитацию.

Конечно же, Огурцова, Садо (посмертно), Аверичкина, Вагина и трёх девушек из Pussy Riot — Толоконникову, Самуцевич и Алёхину – надо реабилитировать. Хватит, навоевались друг с другом.

(Итальянская листовка «Требуем освобождения Игоря Огурцова, узника советских концлагерей». Игорь Огурцов изображен на фоне эмблемы Олимпиады-80 и цепей узника).

Tags: , , , , , , , , , , , ,

5 Responses to Как в царской России судили предшественников Pussy Riot

  1. utilite on 17.08.2012 at 22:56

    сожгли бы в средние века,когда читать не умели
    а теперь можно сотнями топить в Крымске людей и губернатору Ткачеву ничего

  2. zabod on 18.08.2012 at 13:53

    По поводу «оскорбления» ситуация спорная, одно дело высказать оскорбление по пьяни на площади, другое — плясать группой в главном храме страны по предварительному сговору, снимать всё это на видео, монтировать, выкладывать в сеть и раскручивать. Можно спорить насчёт религиозной ненависти или вражды — ситуация тёмная, но однозначной «статьи» для них нет, поэтому толкование идёт на стыке двух статей — «хулиганство» и «оскорбление», что получилось в итоге — дело суда.

    В этой ситуации забавляет истерия запада, они бы лучше за Дж.Асанджа так заступались.

    • andrey on 20.08.2012 at 10:47

      » другое – плясать группой в главном храме страны по предварительному сговору»

      На нем написано что это «Главный храм» ? статус где то в законах отражен ? В нем висят «правила поведения», в которых оговаривается что можно или нельзя ? На амвоне есть табличка «запрещено заходить» ?

      Таким образом девушки вошли в открытое здание и спели песню, смонтировали ролик. У нас ролики монтировать нельзя ? С точки зрения закона девушки вообще ничего не нарушали.

      «В этой ситуации забавляет истерия запада, они бы лучше за Дж.Асанджа так заступались.»
      Асандж разместил в инете информацию полученную от Меннинга. Вот за Меннинга действительно заступаются, ему грозит смертная казнь… А Асандж просто потрахался не с той бабой, че за него заступаться ? 🙂

  3. lgm118a on 18.08.2012 at 18:19

    Уровень созданного резонанса, вызванный к жизни огромным почти нездоровым вниманием СМИ к данной ситуации, а также показательным процессом — вызывает нескромный интерес к целям создания такого уровня внимания общества к столь несерьезному правонарушению (помимо привлечения к своей продукции для увеличения цены на размещение рекламы в эфире/пространстве).

    В общем очередное широкоформатное развлечение для созерцательных широких масс, на фоне волевых решений об увеличении тарифов.
    Ждите вялотекущего продолжения — обращение в Вышестоящий суд РФ, а также тюремные серии истории.

  4. lles on 18.08.2012 at 22:13

    Три активистки панк-феминистской группы Pussy Riot за выступление на амвоне в храме осуждены на 2 года лагерей. По законам Российской империи им грозило бы до 15 лет каторги. Но «признание в невежестве» смягчило бы их наказание до нескольких недель или месяцев.-
    «И со слухом совершилось что-то странное, как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: «Закон об оскорблении величества…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *