Фото недели: глубинка Архангельской области

28.10.2012

 

(Часовня Флора и Лавра (время постройки начало XIX века))

Друг Блога Толкователя Светлана Кондратьева совершила экспедицию в Каргополь и соседнюю с ним деревню Кучепалду. Шедевры старого зодчества – вот что только осталось в этой умирающей местности. Даже озёра уходят отсюда.

+++

«Около 1000 км пройденного пути и мы на месте. Ну что ж, прошлой осенью русский север встретил нас солнцем и голубым небом, а в этот раз нас ждала дождливая осень.

Проезжая по федеральной трассе Р1, куда не боятся соваться только отчаянные джипперы и лесовозы, мы повстречали самого настоящего глухаря, который удивленно посмотрел на одиноких путников и устремился в самую чащу елей и … тетерева:

Конечно же вблизи Москвы таких птиц никогда не встретишь. Целью поездки было посещение г. Каргополь, деревянных церквей и когда-то жилой деревни с таинственным и таким странным названием — Кучепалда.

И понимаешь, насколько могут коверкаться со временем слова, воспринимая слово «погост», как кладбище, к примеру.

А ведь это далеко не так, и это слово первоначально означало постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости). Происходит от древне-русского слова «погостити» — побывать в гостях.

На фотографии, представленной ниже, изображён храмовый комплекс в д. Кречетово (Погост). Справа церковь Троицы Живоначальной (год постройки: между 1833 и 1867 гг.) Слева-церковь Александра Ошевенского (1800 г.)

Проезжая множество деревень, с тоской в душе пришлось заключить, что в скором будущем наши дети будут узнавать что-то о русской деревне только посредством фотографий и информации в интернете.

Рушатся церкви, доживают свой век старики, отпуская молодежь в города. И будто с надеждой когда-то сюда вернуться, бережно заколачиваются досками оконца изб и пустеют улочки нашей истории.

На фото — Троицкая Ухотская церковь 1797 г., в с. Ухта (Погост):

Ухта (Попадьино). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы:

Архангельская область занимает первое место в России по количеству и значимости памятников деревянного зодчества и венчает десятку российских регионов, знаменитых своим культурным наследием.

Деревянное зодчество занимает исключительное положение в русской архитектуре. Север богат деревом, которое и давало возможность возводить прекрасные по своим художественным качествам сооружения.  Для строительства в основном служили хвойные породы: сосна и ель, а также вяз, осина и реже лиственница и дуб:

Особое внимание следует обратить на старинные мосты, которые служат переправой и поныне.

На фото можно увидеть выступающие массивные «ледорубы», обшитые полосками металла. Деревянные сваи моста внутри забивались камнями, что позволяло мосту служить долгое время и выдерживать вес проезжающих машин и людей. К слову, по многим деревянным мостам и по сей день проезжают лесовозы и прочая мощная техника:

Церковь Илии Пророка:

Часовня Илии Пророка в Слободе (Большая Кондратовская), год постройки приблизительно 1800 гг.:

Вспоминая походы на сенокосы и последующие сборы сена с бабушкой, диву даёшься, сколько человек придумал способов сушки и хранения корма для скота. На севере ставят высокий шест, на который «накидывают» сено. Также можно встретить сооружения с несколькими такими шестами в ряд:

Часовня Воздвижения Креста Господня в Слободе (Сидоровская), год постройки приблизительно 1800:

Когда пытаешься представить русскую избу, в голову сразу приходит образ невысокого домика с маленькими оконцами. Именно так получалось долгое время сохранять тепло внутри сооружений. Однако, дома на русском севере далеко не такие маленькие, а скорее наоборот, поражают глаз своими размерами. А еще одна из характерных особенностей домов — это прирубленные к основному жилищу хозяйственные постройки, позволяющие не выходить жильцам на улицу, ведь русский север славится своими морозами:

Заедем в древний г.Каргополь – тихий старинный городок, расположенный в юго-западном углу Архангельской области вблизи её границы с Вологодской областью и Карелией на реке Онеге.

Первое упоминание о Каргополе относится к 1380 году: именно в Никоновской летописи имеется упоминание о том, что каргопольский князь Глеб привёл свою дружину под знамена великого московского князя Дмитрия Донского и участвовал в Куликовской битве.

Сам город Каргополь (в старинных актах Карго поле) упоминается в 1447 году, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Юрьевич Шемяка, спасаясь от преследований великого князя Василия Тёмного. Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо ранее конца XIV века: берега реки Онеги, одного из путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в 12 веке, а в середине 14 века появились монастыри в Каргопольском крае:

Город очень милый, уютный, провинциальный, с приятным запахом дымка, витающим в воздухе по утрам и вечерам от сгорающих березовых дровишек, которыми топятся почти все дома города.

Гуляя по городу следует обратить внимание на некоторые мощеные улочки, на многообразие деревянных построек, коих сохранилось в городе большое количество:

В каждом дворе можно увидеть запасенные на зиму дрова:

И жизнь тут течет размеренно, никто никуда не бежит, не спешит. Нет суеты и злобы на лицах прохожих. И попадая в такие места после таких крупных мегаполисов как Москва, понимаешь, как надо правильно жить:

Пройдём к самому сердцу города — на Соборную площадь, где нас встретит Соборная колокольня:

Церковь Иоанна Предтечи (1751 г.):

За символическую плату можно подняться на крышу колокольни и полюбоваться видами города:

Христорождественский собор (1552—1562 гг.) Уже несколько лет собор стоит «наряженный» в строительные леса, так как деньги, выделенные на реставрацию, по печальной традиции куда-то испарились:

Слева Благовещенская церковь (1692 г.), справа Никольская церковь (1741 г.):

Церковь Рождества Богородицы (1690 г.):

Тротуары в городе выложены деревянными досками. Многие не поймут, но ходить по таким «дорожкам» — самое настоящее удовольствие:

Гулять по городу можно часами, а нам нужно торопиться в старое с. Саунино, куда нам пришлось заезжать несколько раз в поисках хорошей погоды, но, к сожалению, так и не посчастливилось увидеть этот бесподобный ансамбль на фоне голубого неба.

Саунино — село в 5 км севернее Каргополя, в котором сохранились деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста (1665 г.) и стоящая рядом колокольня. Принадлежат Каргопольскому музею-заповеднику, время постройки установить не удалось:

Вскоре мы подъехали к комплексу Лядины, который расположен в с. Гавриловская.

Первое упоминание о селе Гавриловская относится к XVI в. Название Лядины обозначает «поросшее лесом поле»:

Ансамбль в селе Лядины сложился как миниум за сто лет до постройки существующей шатровой Покровско-Власьевской церкви в 1761 году. Эта церковь имеет традиционные на русском севере формы: восьмерик на четверике, завершаясь шатровой крышей. Церковь двухэтажная: нижний этаж — теплый, верхний — летний. Девятиглавая красавица-церковь Богоявления построена в конце XVIII века, возможно в 1793 году. Как и Покровско-Власьевская церковь, имеет форму восьмерик на четверике, завершаясь традиционным русским пятиглавием. Еще четыре главки расположены по углам четверика. Колокольня также принадлежит к постройке конца 18 века:

Далее наш путь лежал в нежилую деревню Красная Ляга, от которой осталась одна лишь красавица-церквушечка. А вот и она вырисовалась на горизонте:

Других построек в деревне не сохранилось и только стройная шатровая церковь возвышается над полями, как бы упрекая нас за то, что не смогли сберечь русскую старину. Сретено-Михайловская церковь построена в 1655 году:

Небеса:

Иконостас:

Здесь нет людей. Брошенные дома, хозяйственные постройки, поросшие бурьяном огороды. Если присмотреться, на фотографии чуть ниже можно разглядеть огромное поле, позади которого стоят домики деревни. Именно это поле и было когда-то большим озером карстового происхождения:

Когда-то в центре деревни было небольшое озеро, почти круглой формы. В отличие от других деревень, все дома в Кучепалде смотрели на озеро. Единственная деревенская улочка огибала озеро:

Хозяева, уезжая, заколачивали окна в надежде когда-нибудь сюда вернуться. Не судьба:

Баньки на берегу бывшего озера всё ещё стоят, вот только озера больше нет. Говорят, оно ушло под землю в одночасье. Встали утром люди, а озера нет. История та же, что и в Красной Ляге — там тоже когда-то было озеро:

Люди стали уезжать из Кучепалды. Несколько лет назад отключили электроснабжение. Иногда сюда еще приезжают хозяева некоторых домов. Но все реже и реже:

Если присмотреться к окнам, можно увидеть, что стекла совсем не такие, как сейчас. Они… «слюдяные»:

Уезжая из деревни и бросая последний взгляд на пустующие жилища, в голову пришла мысль – наверное, люди были счастливы здесь:

Проезжая обратно, снова поприветствуем одинокую церквушку, возвышающуюся над зарастающим полем…

К слову, невозможно не смотреть на неё. Даже если встанешь к ней спиной, то обязательно захочется сразу обернуться. Она так и не хочет отпускать смотрящего на нее. Притягательная, трогательная, печальная. Невозможно забыть её образ:

Выезжая из группы деревенек, можно остановиться и полюбоваться ещё одним памятником древнего зодчества в д. Шелоховская. На первом плане – церковь Михаила Архангела, за ней — Сретенская церковь:

А далее мы посетим еще одну одинокую:

Часовня Михаила Архангела в с. Грихневская (год постройки: между 1800 и 1850 гг.):

Когда выезжаешь из деревни, по левой стороне в траве можно увидеть огромные валуны, будто уложенные чьей-то заботливой рукой:

Подойдя поближе, перед нашим взором открывается самая настоящая сказка, созданная из мха:

Святое озеро:

На мостике у Святого озера покачивается на воде вот такая самодельная лодка:

Обязательно поклонимся лику Александра Ошевенского на иконке и поклонным крестам:

Тишина царит в этом месте, порой давящая, но в то же время дарящая душевный покой:

По пути к Ошевенскому монастырю проезжаем село со странным названием Река (Наволочный). Дорога ведет через речку Чурьегу по старинному мосту на «быках» — больших, сложенных из бревен, кубических опорах.

На самом берегу Чурьеги возвышается церковь Георгия Победоносца (местные ее называют Егорьевская). История появления здесь храма старожилы рассказывают так. В древности водились в здешних местах разбойники, которые повадились грабить деревни. Однажды, устроив грабеж Реки, разбойники расположились недалеко в лесу на ночевку. В ту же ночь шел по лесу местный крестьянин, увидел спящего разбойника с награбленным добром и решил убить его и отрубил ему голову. Но не заметил он второго разбойника, спавшего рядом. Тот вскочил и погнался за ним. Крестьянин, убегая, молил Бога: «Спаси меня, Боже! Если выживу, построю в своей деревне церковь!» Он спасся, и церковь на берегу Чурьеги вскоре была построена. Назвали ее в честь Георгия Победоносца:

А далее я первый раз в жизни столкнулась со странным явлением. До монастыря оставалось километра 2 и на горизонте уже легко можно было различить башенку Храма, но чем ближе мы подъезжали к монастырю, тем дальше он от нас отдалялся. Умели и знали, где и как надо строить дома Божьи…

Самым почитаемым святым в Каргпольских окресностях и на сегодняшний день является преподобный Александр Ошевенский, основавший в середине 15 в. монастырь в 42 верстах от Каргополя на левом берегу реки Чурьеги.

В настоящее время Александро-Ошевенский монастырь представляет собой весьма печальное зрелище. За обветшалой каменной монастырской стеной, имеющей форму почти ровного квадрата, мы можем увидеть развалины двухэтажной Успенской церкви (1707 г.), примыкающей к ней с западной стороны колокольни и некоторых других построек 18-19 вв.:

Монастырю отчаянно нужна помощь, и в настоящее время он восстанавливается только силами верующих, которые бросая блага земные, приезжают в эти удаленные от цивилизации земли и посвящают свою жизнь обители.

Ошевенское сельское поселение — муниципальное образование в Каргопольском районе Архангельской области. Оно представляет собой группу деревень, наиболее крупными и известными из которых являются Ширяиха, Халуй, Гарь, Низ, Погост.

В деревне Погост расположен Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787 г. — один из ярких памятников русского северного деревянного зодчества. Хорошо сохранился огромный деревянный храм Богоявления с расписными небесами и громадным деревянным иконостасом, а также отдельно стоящая колокольня. Церковь на мощном восьмерике с выразительным шатром:

И снова деревеньки:

В деревне Большой Халуй расположена часовня Илии Пророка (год постройки: между 1701 и 1800г.):

Но всё хорошее рано или поздно заканчивается и впереди нас ждал долгий путь домой. Переночевав при температуре +3 градуса в теплых спальниках на берегу живописной реки Вага, направились в сторону дома:

Многие удивляются, отчего я оставляю мысли посвятить свой отпуск теплому морю и пальмам, почему я вновь еду в земли северные. Живя в такой огромной, многоликой, интересной и живописной стране, как Россия просто грех не пытаться познакомиться с ней ближе.

Русский север до сих пор сохранил нотки доброты. Там до сих пор строят дома без фундаментов и закладывают между рамами окон мох. До сих пор уходя из дома, подпирают палками дверь, чтобы проходящему мимо человеку было видно — хозяев дома нет. Уже даже в таких мелочах можно почувствовать разницу…

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшое пожертвование на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

 

Tags: , , , , ,

One Response to Фото недели: глубинка Архангельской области

  1. Alexey the Great on 28.10.2012 at 23:16

    Уважаемый Павел, если Вам не трудно, добавьте Пэйпал или Вебмани к списку способов пожертвования.

    Ничем из указанного Выше я к сожалению не пользуюсь. А вот Вебмани или Пэйпал — это очень удобно и думаю что не только я один активный пользователь этих систем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *