Умирающие церкви Севера России

29.12.2012

Английский фотограф Ричард Дэвис 9 лет провёл на севере России, где он подробно каталогизировал старинные церкви. 80% из них или на последней стадии разрушения, или за это время полностью рассыпались.

Ричард Дэвис, начиная с 2002 года, объездил около 200 церквей на севере европейской части России – в Мурманской, Архангельской, Вологодской областях и республиках Коми и Карелия. Он объясняет, что влюбился в русскую церковь после того, как увидел их снимки, сделанные в начале ХХ века великим русским фотографом Иваном Яковлевичем Билибиным.

К сожалению, около трети церквей, запечатлённых Билибиным, уже не существует. И вина в этом не столько советской власти – её роль ограничилась только их закрытием, сколько нынешними действиями, а точнее бездействием государства, крупного бизнеса и Русской православной церкви. Большинство из этих церквей стремительно разрушается временем, и никому до этого нет дела.

Государство привычно оправдывает бездействие отсутствием денег (знаменитое неолиберальное ДЕНЕГ НЕТ!), а РПЦ – обезлюдиванием местности: распределять в эти церкви священника нет никакого смысла, так как отсутствует приход – лесная пустыня тянется здесь на многие километры. Частному крупному бизнесу эта исчезающая культура России тоже не интересна: лучше он у себя под боком организует очередной «культурный центр» в виде «Винзавода», «Гаража» или «Еврейского музея».

(Вверху: Турчасово, Архангельская область, Церковь Спаса Преображения (1781))

Пермогорье, Архангельская область, церковь Св. Георгия (1665):

Koкойла, Карелия, часовня Святой Варвары (начало XVIII века):

Яндомозеро, Карелия, церковь Св. Варвары Великомученицы (1650):

Ковда, Мурманская область, церковь Святого Николая (1651):

Лядины, Архангельская область, Церковь Св. Покрова Пресвятой Богородицы (1761):

Красная Ляга, Архангельская область, церковь Святого Михаила (1655):

Внутри этой церкви:

Ратоноволок, Архангельская область, церковь Св. Петра и Павла (1722, рухнула церковь Св. Николая (1727):

Кимжа, Архангельская область, церковь Богородицы Одигитрии (1763):

Изма, Архангельская область, Церковь Спаса Преображения (1679):

Бережная Дуброва, Архангельская область, церковь Святого Николая (1678):

Шелоховская, Архангельская область, церковь Михаила Архангела (1715):

Подпорожье, Архангельская область, церковь Св. Владимира (1757):

Пияла, Архангельская область, церковь Вознесения (1651):

Тульгас, Архангельская область, Церковь Св. Блейза (начало XVIII века):

+++

Что ещё почитать в Блоге Толкователя о русском Севере:

Как выяглядит глубинка Архангельской области

Друг Блога Толкователя Светлана Кондратьева совершила экспедицию в Каргополь и соседнюю с ним деревню Кучепалду. Шедевры старого зодчества – вот что только осталось в этой умирающей местности. Даже озёра уходят отсюда.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , , , , ,

2 Responses to Умирающие церкви Севера России

  1. john.doe on 29.12.2012 at 17:23

    а почему бы эти церкви не вывозить, и не собирать в одном музее под открытым небом?

  2. krugp on 31.12.2012 at 00:27

    Лично я рассматриваю церкви, старые, старинные, как объекты культурного наследия, но не более. Церковь, как организация в целом, как можно заметить, поддерживает лишь относительно рентабельные приходы, а все остальные бросает, не смотря на их культурную и историческую ценность. Так что, на мой взгляд, все вышеперечисленные строения нужно отдать под ответственность министерства культуры, или кто там этими вещами сейчас занимается…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *