Визит крейсера «Варяг» в Кувейт в 1901 году

05.03.2013

В начале ХХ века Кувейт неожиданно стал точкой внимания сразу трёх мировых держав – Германии, России и Англии. Англичане переиграли всех в закулисной дипломатической игре, определив на столетие вперёд зону своего влияния на Аравийском полуострове. Не помогло России и бряцание оружием – поход крейсера «Варяг» в Кувейт в 1901 году.

Друг Блога Толкователя Владимир Корягин рассказывает, как происходила борьба трёх держав за этот кусок Аравийского полустрова.

Задолго до начала Первой Мировой войны ведущие державы начали планировать разделение уже дышавшей к началу XX века на ладан Османской империи. Для Великобритании, контролировавшей Египет, а следовательно и Суэцкий канал, первейшей целью было взять под свой контроль шейхства Персидского залива. Они представляли собой один из последних элементов, необходимых Британской Империи для установления окончательного господства в Индийском океане.

В то же самое время между Российской Империей и Германией канцлера фон Бюлова шла своеобразная «война железных дорог: «немцы хотели реализовать проект Берлин-Багдад, а российская сторона — построить колею от левантийского Триполи до Кувейта. Противоречие заключалось в том, что немецкий план подразумевал постройку линии Багдад-Басра-Кувейт. Очевидно, что реализован мог быть только один из проектов. Османская империя, все еще хозяйка указанных территорий, сделала конечной станцией немецкой железной дороги Басру и оказала российской стороне определенную поддержку в реализации её плана.

Великобритания, наращивавшая свое влияние в регионе, не могла позволить того, чтобы кто-то другой взял в свои руки лакомые куски недобитого зверя, коим являлась Османская империя. Для этого было необходимо не столько помешать другим претендентам, сколько подружиться с местными шейхами и внезапно объявить, что эти территории являются независимыми государствами, находящимися под протекцией Британской Короны. Примечательно, что уже в начале XX века у Великобритании был план по строительству трансаравийской железной дороги, начать который было нельзя, не получив контроль над искомыми территориями.

В январе 1899 года между Кувейтом и Великобританией было подписано тайное соглашение, фактически придававшее шейхству статус британского протектората и запрещавшее его тогдашнему правителю — шейху Мубараку ас-Сабаху — вести самостоятельную внешнюю политику и предоставлять кому-либо концессии на подвластных ему территориях. Естественно, что об этом соглашении не знали не только в Российской, но и в Османской империи.

Для того, чтобы наладить контакты с местной властью, Россия отправляет в 1899 году в Кувейт своих агентов под видом купцов, прибывших для закупки мерлушки — грубошерстного овечьего меха. Вскоре после этого происходит установление отношений между шейхством и российским консульством, располагавшемся в Багдаде.

Следующим шагом российской стороны явилась демонстрация силы и добрых намерений: в марте 1900 года в Кувейт прибыла канонерская лодка «Гиляк». Её встречал сам шейх Мубарак ас-Сабах, а также русский консул, прибывший из Багдада. Во время торжественного обеда владыка Кувейта выступил в качестве резкого противника британской экспансионистской политики и намекнул, что его держава не отказалась бы от покровительства Российской империи. Воодушевленный этими речами российский консул, естественно, не подозревал, что соглашение с англичанами о протекторате уже было заключено.

По итогам визита было решено нарастить российское дипломатическое присутствие на Аравийском полуострове. В частности, на этом настаивал тогдашний министр финансов С.Ю.Витте. Российское правительство питало насчёт Кувейта особые надежды и, словно ослепленное ими, не придавало значения тому, что хитроумный Мубарак ас-Сабах ни разу не подтвердил свои просьбы о покровительстве письменно, словно боясь быть скомпрометированным.

Наконец, в декабре 1901 года в Кувейт прибывает еще не успевший стать легендарным крейсер «Варяг». Как шейх Кувейта, так и британские соглядатаи остались впечатлены военной мощью российского судна. Англо-индийская пресса обвиняла Российскую Империю в эскалации напряженности в регионе, а Мубарак ас-Сабах выразил надежду, что в Кувейт прибудут и торговые суда из России. Визит оставил смешанные впечатления и не то чтобы повлиял на улучшение отношений между странами.

Российская Империя продолжала посылать в Кувейт военные суда. Так, прибывший в шейхство в ноябре 1902 года крейсер «Аскольд» «неожиданно» повстречал находившийся в местной бухте британский военный корабль. Российское правительство восприняло это, как посягательство на их сферу интересов: объединив силы с французами, они направили в Кувейт крейсер «Боярин» в сопровождении военного корабля Infernet.

На этом противостояние между державами не остановилось: начался обмен «любезностями» посредством размещения заказных материалов в различных газетах и журналах. Российская пресса обвиняла Великобританию в узурпации всех прав на Персидский залив, в то время как европейские печатные издания считали, что Российская Империя стремится создать прецедент для военного решения проблемы раздела сфер влияния.

Постепенно конфликт сходил на нет: Британия продолжала втайне ото всех контролировать Кувейт, Османская империя — наращивать сотрудничество с Германией, в то время как Россия обзавелась своим планом: в случае, если Великобритания попыталась бы захватить Кувейт, то Российская Империя объявила бы недействительным англо-русское соглашение касательно Афганистана.

Тем не менее, в 1913-м была подписана англо-османская конвенция, по которой Османская империя обязалась уважать границы и территориальную целостность шейхств Аравийского полуострова. Она никогда не была ратифицирована, но явилась полной неожиданностью для Российской Империи, всё еще надеявшейся сделать Кувейт сферой своего влияния. Наконец, началась Первая Мировая война, итогом которой явилось печально известное соглашение Сайкс-Пико, не только поделившее Ближний Восток  между Францией и Великобританией, но и поставившее жирную точку на амбициях России в этом регионе.

Провал российской дипломатии в Кувейте показателен: политика Российской Империи на Ближнем Востоке, а в частности на Аравийском полуострове, была запоздалой и непоследовательной. Так же, как был потерян Кувейт, позже будет потеряна и Саудовская Аравия, разве, что причиной этому будет уже фиаско советских властей (об этом эпизоде истории Блог Толкователя расскажет позже).

+++

Ранее в Блоге Толкователя о ещё одной неудавшейся идее России колонизировать дикие территории:

Новая Москва: русская колония в Африке

В 1889 году 150 русских колонистов высадились на берегу Таджурского залива Красного моря – недалеко от современной Джибути. Так было положено начало первой русской колонии в Африке – Новой Москве. К сожалению, она просуществовала недолго, хотя подобные «заморские» территории смогли бы серьезно повлиять на историю России в XX веке.

Николай Ашинов

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , , , , ,

One Response to Визит крейсера «Варяг» в Кувейт в 1901 году

  1. artemon on 05.03.2013 at 22:38

    Россия которую мы потеряли. Хорошая иллюстрация опровергает миф марксистов про соху и лапти, извечную отсталость. Сектанты социалисты нарушили естественный ход истории. Распад Рос имп вполне закономерен, как и гибель Османского султ, Австро-Венгрии, бескровный распад Британской имп.
    Ленин и комп способствовали установлению в России худшей из форм правления,
    абсолютистской деспотии азиатского типа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *