«Вечно живые» трупы индонезийского племени Торайя

26.03.2013

Каждый август в индонезийском племени Торайя проходит странный ритуал: туземцы вынимают своих предков из гробов, в которых те пролежали 3 года. Трупы моют, наряжают в новые одежды и с песнями и плясками носят по деревне.

Племя Торайя, живущее на юге острова Сулавеси, насчитывает 650 тыс. человек. До середины XIX века оно обитало в горах, и пользовалось автономией от голландских колонизаторов. В чём-то Торайя выполняли даже полезные работы для европейских цивилизаторов – отлавливали по джунглям людей из других племён, и продавали их в рабство голландцам, для работы на каучуковых, кофейных и прочих плантациях.

Но однажды вольнице Торайя пришёл конец – колонизаторы решили принуждать их к государственности. Интересно, что такие же процессы приучения горцев к цивилизации одновременно шли во многих частях света. В России царское правительство огнём и мечом покоряло Северный Кавказ, в Индии англичане – гималайских пиратов. И во всех таких случаях горцам колонизаторы придавали особый статус – «присматривающих» за ранее порабощёнными народами.

Торайя получили от голландцев такое же право – быть свободными, но выполнять различные грязные операции. В первую очередь – силовое подавление мусульманского меньшинства на Сулавеси и недопущения расширения исламизации среди автохтонов. Для этого часть племени спустили с гор на равнину. Голландцы даже пошли на то, чтобы ввести для племенной знати эрзац-дворянство.

(Горцы-«дворяне» из племени Турайя с голландским цивилизатором, 1930-е годы)

Среди этого племени начали проводить миссионерскую работу протестантские пасторы. Но голландская колонизаторская администрация быстро спохватилась и прекратила прозелитизм – Торайя им были нужны и для карательных операция среди христиан. А также среди буддистов (три основные религии на Сулавеси до сих пор – христианский протестантизм, ислам и буддизм). В общем, этому племени голландцы создали искусственное положение изгоев среди других племён острова.

В 1946-м голландцы оставили Индонезию, но особое положение Торайя сохранилось. Лишь им в этой стране позволено иметь собственную религию и «древние традиции», хотя по закону в Индонезии признаётся только 5 официальных религий (в добавление к трём вышеуказанным – ещё католицизм и индуизм). Все остальные верования объявляются сектами, а членство в них сурово карается (до 10 лет тюремного режима).

(Символы доблести в племени — кости, черепа и рога поверженных ими животных; прикрепляются на фасаде дома. О подобных символах доблести на С.Кавказе — см. в сноске ниже)

Чтобы формально вписать верования Торайя в официальный реестр религий, воспользовались ещё голландской уловкой – приписали их к особому пути в индуизме под названием «Путь предков» (Aluk To Dolo). В общем, как это часто бывает со многими «верованиями», всё сочинено белыми людьми специально для туземцев.

Чтобы убедиться в том, что «Путь предков» синкретическое, искусственное верование, наспех состряпанное голландцами на коленке, достаточно посмотреть на погребальные ритуалы Турайя. В них есть всего понемногу от разных религий – от христианства с его культом поклонения мощам (трупам), от индуизма (пышные, красочные, а, главное, радостные проводы в путь иной), от зороастризма (специальные погребальные башни), от ислама – похороны не позже спустя сутки после смерти, и т.п.

Трупы у племени Тарайя имеют ранжир: «дворян» складывают в выдолбленных пещерах в горе, гробы с шаманами подвешивают на верёвках над пропастью («чтобы дух спокойно витал»), простолюдинов кладут в ямы, сверху укрытые брёвнами (архитектурный тип – блиндаж).

Раз в три года трупы вынимают, одевают в новые красочные одежды, подмазывают, навешивают украшения и – в течение светового дня носят по деревне. Ночь нарядный труп проводит среди членов своей семьи. А утром его снова – в тех же одеждах, в каких он был, относят в прежнее место успокоения.

Праздник с трупом в общинном и семейном кругу означает, что люди верны своим традициям, предкам; это придаёт им силы для новых свершений.

Дольше всего в форме мумий хранятся «дворяне» — обычно 30-40 лет. Столько же могли бы храниться и шаманы, но там есть ограничение по времени гниения верёвок, на которые подвешен гроб – как правило, лет через 20 они валятся в пропасть. Хуже всего приходится трупам простолюдинов – по деревне их максимум можно носить пару раз (т.е. до 6 лет), дальше плоть распадается на фрагменты.

Вот как выглядят эти празднества:

В какой-то мере повезло, что белые колонизаторы не создали из «Пути предков» модную секту, прикрутив туда «духовные практики», физические упражнения, особые диеты, ашрамы и прочую лабуду, называемую «нью-эйджем». Повезло в том смысле, что эскаписты из белого мира не сидят среди трупов в джунглях и не разглагольствуют об «упадке иудеохристианской, европейской цивилизации». Нам, европейцам, было бы тогда очень, очень стыдно за своих заблудших собратьев.

+++

Ранее в Блоге Толкователя ещё о традициях и духовных скрепах:

Тело Ленина и святые мощи

Похоже, президент Путин поставил точку в истерической кампании либералов о захоронении Ленина. В самом деле, если уж предавать тело коммунистического вождя земле, то такую же процедуру стоило бы провести и над останками тысячи святых, что покоятся в каждой церкви. Тем более что достоверность принадлежности мощей тому или иному святому вызывает большие сомнения.

***

Символы доблести на Кавказе в XIX веке

Ещё в середине XIX века грузинский или лезгинский юноша лучшими подарком невесте на свадьбу считал отрубленные руки человека из соседнего племени. А аулы на Кавказе тогда устраивали соревнования: кто больше прибьёт отрубленных рук на церковь или мечеть. Эти наблюдения принадлежат перу французского писателя Дюма, совершившего этнографическую поездку на Кавказ.

***

Каннибализм как часть европейской традиции

Большинству нынешних этических норм европейской цивилизации – всего около 200 лет. Вещи, на которые сегодня наложено чрезвычайное табу, к примеру каннибализм, ещё в XVIII веке были обыденностью. Священники пили детскую кровь, жиром казнённых лечили эпилепсию, а производство мумий, которых поедали как лекарство, было поставлено на поток.

***

Последний путь индусов в Варанаси

Ежегодно в Индии умирает около 7 млн. индуистов, но только 300 тысяч из них могут позволить себе закончить свой путь в «погребальном городе» Варанаси на берегу Ганга. Ритуальная церемония и сожжение на костре обходятся в 2-3 тысячи долларов, но трупы монахов, детей и беременных отправляют в воды Ганга «нетронутыми». Слабонервным и несовершеннолетним этот текст и фото смотреть не рекомендуется.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , , , , , , ,

2 Responses to «Вечно живые» трупы индонезийского племени Торайя

  1. osmik on 27.03.2013 at 11:50

    Возня с трупами — это, в сущности, один из механизмов снижения численности населения. Ведь, это неизбежно вызывает вспышки инфекционных заболеваний. Видимо, этот обычай прижился потому, что племя долго обитало в стеснённых условиях в горах, куда его, вероятно, загнали более продвинутые соседи с равнины. Тут действительно просматривается аналогия с Кавказом, где странные манипуляции с частями человеческих тел практиковались исключительно горцами, а не жившими на равнине ногайцами. Можно только догадываться, какое давление отбора должна была испытать популяция чтобы люди утратили естественное отвращение к разлагающейся плоти. И наверняка можно сказать, что среди представителей этого племени индонезийского племени также не встречаются люди с развитыми математическими способностями.
    Однако, и среди европей

    • osmik on 27.03.2013 at 12:10

      Надо же, какой интересный механизм на этом сайте — стоило мне сделать новый абзац, и коммент оказался отправлен! Учтём. Так вот, и среди европейцев сейчас начали развиваться новые традиции обращения с трупами. Так, недавно лютеранский епископом из финского города Куопио заявил о праве священников отказываться проводить погребальные церемонии с залежалыми трупами. Комментируя это заявление, финская печать отмечала, что в последнее время финны стали как перелётные птицы: где есть работа, туда и летят. Поэтому часто бывает так, что на похороны близкого родственники не могут быстро собраться. И тогда часто труп хранят, причём вовсе не обязательно в холодильнике. Известны случаи, когда священников приглашали отпеть людей, умерших месяц назад — и всё это время трупы хранились дома! И вот, в цивилизованнейшей Финляндии пресса вынуждена напоминать согражданам, чем чревато не вовремя хоронить покойников. Тем более, что в Финляндии благодаря свободному туризму в станы Юго-Восточной Азии уже появилось несколько тысяч носителей «супербактерии», устойчивой ко всем антибиотикам. При том, что в Финляндии действует жёсткий закон, согласно которому, например, утопленников хоронят в тот же день, как выловили труп — в стране озёр исторический опыт научил, что только так и надо поступать. А вот к нынешнему поветрию — хранить покойников дома сколько кому вздумается — финское общество оказалось не готово…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *