63% российских горожан поддерживают идею выселения «чужеродных элементов»

09.08.2013

Кампания по введению режима КТО в отношении мигрантов зиждется на убеждённости россиян, в первую очередь русских, что наша страна – не общий дом для всех. И хотя 95% граждан страны называют себя в первую очередь россиянами, 50-60% людей при возникновении тех или иных межэтнических конфликтов сразу вспоминают о превосходстве своей нации над другими.

Российские власти выкинули самый сильный свой козырь в борьбе за «стабильность» в стране – борьбу с мигрантами, в отношении которых в последнюю неделю фактически введён режим «контртеррористической операции» (КТО). Под КТО в первую очередь понимается «зачистка» правоохранительными органами всех «чужеродных элементов» — без суда и следствия, с применением противоправных методов. Понятие «чужеродного элемента» вводится волюнтаристски – на основании устных приказов начальства или должностных инструкций. Для России режим КТО не новшество – при нём уже более 10 лет живёт значительная часть Северного Кавказа. Теперь этот режим пришёл в крупные города России, в первую очередь в Москву.

Борьба с мигрантами – одна из редких инициатив власти, которая поддерживается большинством населения России. Двадцатилетние усилия по конструированию гражданской нации – россиян – дали определённые успехи, но все же не смогли подменить понятие этничности. Блог Толкователя продолжает серию статей, объединённых одной темой – «Как устроена Россия». Этот цикл особенно полезен для людей, увлекающихся политикой или даже участвующей в ней, но чьи мозги промыты пропагандой с той или иной стороны – власти или оппозиции.

О проблеме самоидентификации россиян по гражданскому и этническому принципу говорится в исследовании Леокадии Михайловны Дробижевой, одной из старейших российских социологов, занимающейся этническими проблемами. Её работа «Российская идентичность и тенденции в межэтнических установках за 20 лет реформ» напечатана  в ежегоднике «Россия реформирующаяся», издание Института социологии РАН, 2011 год (стр. 72-85).

Российская идентичность восстанавливалась исторически довольно быстро. В 1992 году среди москвичей — жителей столицы — гражданами России называли себя четверть опрошенных. В 2011 году таковых было уже 95%. По силе связи со страной россияне близки теперь к жителям Великобритании и Германии. Исследователи  задавали вопрос, относящийся к самому респонденту: «Гордитесь ли вы тем, что живёте в России?». С середины 1990-х годов они неизменно получали положительные ответы (определённо да, скорее да) более 70–80 % опрошенных (не изменилась эта тенденция и сегодня).

До середины первого десятилетия 2000-х годов была очевидной тенденция превалирования этнической идентичности не только у так называемых титульных национальностей российских республик, но и у русских. К концу этого десятилетия подтверждались идеи Э. Смита и Р. Брубейкера: гражданская идентичность, конечно, прежде всего у русских, наполнялась этническим содержанием.

(В 1990-х годах американский исследователь Энтони Смит писал: «… гражданский национализм требует в качестве цены за получение гражданства и его преимуществ капитуляции этнической общности и индивидуальности, перемещения этнической религии в приватную сферу, маргинализации этнической культуры и наследия меньшинств в границах национального государства» — БТ).

Тем не менее, когда респондентам задавался уточняющий вопрос «Кем вы себя чувствуете в большей мере?», 25 % ответили, что ощущают себя в равной мере и теми и другими, но большая часть (47%) считала себя «скорее россиянами». При этом среди русских называла себя «скорее россиянами» чуть большая доля опрошенных, чем среди людей других национальностей (48% против 39%).

По данным Европейского социального исследования, россиянами чаще себя идентифицировали на Северо-Западе, в Центре, Поволжье, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском регионах, на Урале — 61–75 %. В этом же интервале, как показали последние опросы, идентифицируют себя живущие в Татарстане, Башкортостане и Саха (Якутии). А вот в Западной и Восточной Сибири россиянами себя называют всего 52–54 % (в целом по России — 68 %).

Тем не менее, полноценной гражданской нации в России создать не удалось, в первую очередь среди русских. В чём причины? Исследователи называют их.

Этническая солидаризация русских в немалой мере основана на обидах (общество переживает последствия чеченского кризиса — на восстановление республики затрачиваются миллиарды рублей, а в ответ проходят митинги «Хватит кормить Кавказ»). Среди угроз, которые вызывают наибольшую тревогу, опрошенные на втором месте после терроризма назвали «втягивание России в долгосрочный конфликт на Кавказе». Российская идентичность во многом защитная. 41% согласился с тем, что «все средства хороши для защиты интересов моего народа». По опросам 1990-х такие установки фиксировались в два раза реже.

Этнополитические установки даже тех, кто чувствует себя «больше россиянином, чем человеком своей национальности», не отличаются существенно в более лояльную сторону. 68% из них ответили, что испытывают раздражение или неприязнь к представителям каких-то национальностей. Чаще всего в этом случае имеются в виду люди, приехавшие из республик Северного Кавказа и Средней Азии.

61% одобрил бы метод сталинского прошлого и нынешней Франции периода Н. Саркози — принудительное выселение каких-то национальностей из города, села, в котором живут (рисунок ниже):

Таким образом, наша российская идентичность, отражая формирование политической, гражданской нации в стране, как и в старых демократиях, включает представления и установки, далеко не всегда соответствующие гражданским идеалам.

То, что государство — общий дом для российских народов, и все они должны обладать равными правами, никто не должен иметь никаких преимуществ, остаётся наиболее распространённым мнением, но оно с каждым годом становилось всё менее поддерживаемым. В 1990-е это было мнение очевидного большинства (64-65 %), а в 2000-е оно теряло поддержку: с 61% в 2001-м до 47% в 2011 году.

Зато доля людей, которые полагали, что «Россия многонациональная страна, но русские, составляя большинство, должны иметь больше прав», выросла с 1995-го по 2011 год вдвое — с 14% до 31 %; а вместе с теми, кто считает, что «Россия должна быть государством русских людей», они составляют 45% (25% в 1995 г.). Открытую поддержку идее преимущества для русских чаще других высказывают молодёжь и малообразованные россияне. В столицах же довольно высок процент «мягких националистов» (40% против 30–32% в других типах поселения), уверенных, что русские, как большинство, отвечающее за дела в стране, должны быть наделены бóльшими правами, чем другие народы.

Самосознание русских актуализировано. 82% отнесли себя к тем, кто «никогда не забывает о своей национальности». В Татарстане таких людей 70%, в Башкортостане — 88%. Предыдущие исследования 1990-х даже в республиках, где русские более тесно контактируют с людьми других национальностей, не фиксировали таких высоких показателей потребности в аффилиации. Вместе с тем, мнение это скорее солидаризирующее, чем отражающее реальную практику, поскольку одновременно 47% отвечают, что редко задумываются о том, кто они по национальности.

Наиболее сильно такая неприязнь на этнической почве связана с тем, что люди иной культуры ведут себя «как хозяева на этой земле» — 63%. Другой аргумент неприязни — различия «в поведении людей, их образе жизни» — 39%, и только у 1/5 респондентов есть ощущение конкуренции в стремлении за престижные рабочие места.

Но при этом более половины людей готовы к повседневному общению на основе межэтнического согласия и не готовы к радикальному решению «инонационального вопроса». 89% русских и такая же доля опрошенных других национальностей считают, что «насилие в межнациональных и межрелигиозных спорах недопустимо», но 44% одновременно полагают, что «насилие допустимо, если нарушается справедливость в отношении моего народа». Причём среди русских такие настроения распространены не меньше, чем среди других национальностей (43% и 34% соответственно). Это новая ситуация 2000-х. В 1990-е подобные настроения намного чаще встречались именно у нерусских.

И наибольшее число выборов получила «идея единения народов России в целях её возрождения как великой державы» — 42 %. Это значит, что концепт многонациональности государства, принципы равенства национальностей, межнационального согласия работают на российском пространстве.

Данные опроса не дают основания однозначно толковать стремление россиян к «возрождению великой державы» как агрессивные державнические настроения. Мнение об «особой исторической миссии России» разделяют не более 9% опрошенных. Скорее как раз идея величия — это компенсаторная потребность. Это не примитивный «квасной» патриотизм, ведь к приверженцам «самостоятельного русского пути развития» отнесли себя и в 2001 году, и в 2011 году всего 6%.

+++

Ещё в Блоге Толкователя социология о русском национализме:

Почему молодые москвичи ненавидят мигрантов, и особенно — кавказцев?

Исследования социологов показывают Москву как ксенофобский город. 42% молодых коренных москвичей испытывают неприязнь к представителям тех или иных национальностей. А 62 % считают, что приезжие ведут себя вызывающе. Как обычно, и в этом вопросе Москве сильно отличается от остальной России, где национализм выражен слабее.

***

Почему у русских нет политического национализма

Политическая модель России Путина-Медведева предполагает ограничение свободы под предлогом борьбы с «русским фашизмом». Но как показывает опыт стран Прибалтики, где заметна доля русских, никаким политическим национализмом русские не страдают. Более того, у них отсутствует даже примитивная этническая солидарность, присущая всем европейским народам.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *