Карл Баллод: Евросоциализм будущего

16.12.2013

Немецко-латышско-русский профессор, социал-демократ и крестный отец социал-сионизма Карл Баллод в 1898 году написал книгу «Государство будущего». В ней он описал идеальное государство евросоциализма. Фанат Баллода, Ленин по его идеям построил план ГОЭЛРО. Но в России менее известно, как Баллод видел социальную часть евросоциализма – с вэлфером и рентой.

Карлис Балодис родился в 1864 году под Ригой в латышско-немецкой семье. Его родители рано умерли, и Карлиса воспитывал дед, лютеранский священник. Балодис закончил Дерптский (Тартуский) университет, получив специальность теолога. В возрасте 24 лет, в 1888 году он получает сан лютеранского священника и отправляется проповедовать в Бразилию.

Но гораздо менее известна его вторая, тайная профессия в то время – по заданию русского царского двора он под Сан-Паулу пытался основать латышско-русскую колонию. Балодис два года вел тайные переговоры с бразильским правительством, договариваясь о выкупе около 3 тыс. кв. км, на которых могла бы быть устроена российская фактория. О переговорах стало известно французам и англичанам, и они поставили ультиматум царю Александру III – появление русской колонии в Бразилии означает вызов им и близко по статусу к объявлению войны этим двум странам.

Во избежание разрыва отношений России с Францией и Англией Балодису пришлось спешно оставить Бразилию и отправиться в Германию. Там в Йенском университете в 1891-92 годах он получает специальность географа и защищает докторскую степень. В 1893-95 годах Балодис служит пастором на Урале. Одновременно он начинает длительное исследование по демографии, экономике и статистике в этом крае. В эти же годы он сближается с русскими социалистами – народниками. В 1895 году царская охранка вынуждает Балодиса покинуть Россию – уже навсегда.

(Карл Баллод)

В 1895 году он начинает работать в Мюнхенском университете, в 1897 году – в Страсбургском, где получает степень доктора наук по экономике. В эти же годы он вступает в социал-демократическую партию Германии. В 1898 году под псевдонимом «Атлантикус» выходит его самая знаменитая книга – «Государство будущего». В ней описывает идеальное государство с точки зрения германской социал-демократии. В 1906 году она выходит в России (точнее, в Киеве) небольшим тиражом и с цензорскими купюрами, и становится настольной книгой многих российских социал-демократов (в том числе Ленина), поскольку продолжает экономизм Маркса, во многом даже развивая его с учётом изменившихся к тому времени реалий.

Тут надо понимать одну вещь: вся социал-демократия того времени, в том числе и русская, вытекала именно из экономизма, а не из политики. Карл Маркс скорее понимался как социалистический экономист, а не основатель идеологии. Поражение русской революции 1905-1907 годов ещё больше усилило экономическую часть в европейской и русской социал-демократии (Европа прошла это раньше – во времена Парижской коммуны), доказав, что поражение капитализма будет основано на изменении производительных сил (эволюции экономических отношений), а не в результате революции. Собственно, разделение РСДРП на меньшевиков и большевиков тоже было результатом этого экономизма социал-демократии: первые отстаивали прежде всего взгляд германской социал-демократии на изменения в обществе, вторые, превратившись в сектантов, ставили на силовое свержение самодержавия (к 1912 году численно меньшевики и большевики поменялись местами; первых в партии было около 3 тыс. человек, вторых 1,2 тыс., еще числилось около 1 тыс. членов РСДРП в мелких сектах-группах – от махистов Богданова до «центристов» Троцкого).

(Немецкие социал-демократы — Карл Каутский, Роза Люксембург, Георгий Плеханов, Виктор Адлер и др.)

После «Государства будущего» у Баллода (в Германии, получив гражданство, он меняет имя с Карлиса Балодиса на Карла Баллода) вскоре выходит еще несколько книг с фундаментальными исследованиями по экономике, статистике и демографии. Одна из них напрямую касалась России —  «Смертность, возрастной состав и долговечность православного народонаселения обоего пола в России за 1851-1890 года». В ней он впервые для демографии связал продолжительность и качество жизни не только с экономическими условиями, но и мировоззренческими. В частности, он цифрами доказывал, что переход русского из православия в другую конфессию – в старообрядчество, штундизм, молоканство, баптизм и т.д. увеличивает продолжительность жизни.

(Статистика по продолжительности жизни, полученная Карлом Баллодом; продолжительность жизни в Прибалтике тогда была выше, чем в Баварии)

Во время Первой Мировой он становится советником по экономическим вопросам немецкого военного министерства, и разрабатывает систему продуктовых карточек. В будущем систему таких карточек из трудов и практики Баллода заимствуют правительства СССР и Англии.

Однако во время Первой мировой он прославился другой идеей – Баллод в 1917 году разработал идею создания социал-демократического Израиля в Палестине, а в первой половине 1918 года активно занимался её реализацией (в частности, собирая актив левых евреев-сионистов для их переброски в Палестину). Весной 1918 года немецкий кайзер официально назначает его председателем Комитета еврейских поселений в Палестине.

Палестина в то время находилась под управлением союзника Германии, Оттоманской империи, а с другой стороны — вопрос о еврейских поселениях в Палестине являлся предметом интересов Англии, как противника Германии (Англию Баллод всю жизнь не любил, и считал именно её причиной войн в Европе и всемирной несправедливости). Баллод предполагал опередить Англию, и основать в Палестине прогерманский Израиль. У Германии была и вторая причина для создания Израиля – это желание кайзера отправить из Германии несколько сотен тысяч евреев, актив крайне левых партий, которых он справедливо (как показало будущее) опасался как будущий «порох для немецкой революции».

Комитет Баллода провёл большую научную работу. В нём были исследованы климатические, гидрографические, почвенные особенности Палестины. Определены будущие места поселений. К 1930 году, как рассчитывал Баллод, в созданном прогерманском Израиле должны были проживать около 1 млн. евреев. Безусловно, правящей идеологией там должна была быть социал-демократия. Правда, как предусматривал Баллод, Иерусалим должен был стать автономией религиозных евреев, живущей несколько обособленно от остального, левого Израиля.

Поражение Германии в Первой мировой поставило крест на планах по созданию Израиля. Но лично для Баллода карьера продолжала продвигаться — в 1918 году он становится одним из создателей Независимой социал-демократической партии Германии, левого крыла соцдемов, по идеологии близкой к коммунистам. В 1920-е учёный продолжает разрабатывать экономические теории будущего социалистического государства. А во второй половине 1920-х Баллод начинает консультировать правительство Сталина по индустриализации СССР.

(Архитектор Ле Корбюзье сидит на строительной площадке здания Центросоюза в Москве, март 1931 года)

В 1925 году он приезжает в Москву на 200-летие Академии наук СССР, из рук Рыкова получает золотую медаль – за прошлые заслуги перед нашей страной. Что в СССР, что сегодня в России незаслуженно обошли роль Баллода в создании плана ГОЭЛРО.

Ещё в эмиграции Ленин познакомился с книгой Баллода «Город будущего». В ПСС Ленина приводится фраза на этот счёт: «Чтобы оценить всю громадность и всю ценность труда, совершенного «Гоэлро», бросим взгляд на Германию. Там аналогичную работу проделал ученый Баллод. Он составил научный план социалистической перестройки всего народного хозяйства Германии».

Во время эмиграции в Германии будущий комиссар народного просвещения Луначарский познакомился с Баллодом, очень ценил его как социалистического экономиста и многое почерпнул из его трудов для реализации программы ГОЭЛРО. А руководитель Главэлектро, старый большевик Кржижановский писал о роли Баллода в ГОЭЛРО: «Через план и электричество сделать новый тип хозяйства — сначала в России, а повезет с мировой революцией, и в Германии. Идеи Баллода неоценимы».

Карл Баллод умер в 1931 году. Во времена нацизма его имя как левого социал-демократа было стёрто из германской науки. После Второй мировой германская социал-демократия тоже нечасто вспоминала его, так как стала в идеях социализма уходить вправо. Тем более, почти не знают имя и труды Баллода в современной России, с её скудной общественной мыслью и нелюбознательностью не только в среде элит, но и в левом активизме. Блог Толкователя приводит основные идеи Карла Баллода из его книги «Государство будущего», но не в части государственного и промышленного строительства, а в социальных отношениях (которые совсем почти не известны у нас) – как немецкий социалист и экономист видел будущее государства евросоциализма.

1)Если желательно, чтобы социализм осуществился мирным путём и в самом непродолжительном будущем, то прежде всего необходимо уничтожить жупел, устрашающий всякого, даже самого мирного гражданина и превращающей его в яростнейшего врага социал-демократии — надо отказаться от безвозмездной экспроприации собственников. Даже беспроцентный выкуп (Каутский) или выкуп со значительным погашением (Флюршейм), как ни корректен в теории, окажется на практике чересчур крайним средством и вызовет сильное и упорное сопротивление. По-моему, необходимо, чтобы переход средств производства в руки государства совершился на очень либеральных, выгодных для собственников условиях; можно выплачивать вечную ренту в размерах, соответствующих действительно доказанной величине доходов или с небольшим налогом на наследства.

Тем лицам, которые обладают какой-нибудь монополией, прежде всего землевладельцам, можно даже дать 20‑25% сверх доказанного среднего чистого дохода. Конечно, дальнейшего роста ренты в будущем допускать не следует. так как это может повести к уничтожению всех выгод социального государства.

Представители физического труда должны получать по меньшей мере ⅔-¾ национального дохода, остальное пойдёт на оплату умственного труда и на ренты. В настоящее время капитал и представители интеллигентных профессий получают половину национального дохода; при удвоении производительности доходы этих двух групп могут быть увеличены на ⅓, даже на ½, а представители физического труда будут получать в 2½‑2⅔ раза больше, чем теперь. Суть вопроса в том, возможно ли удвоение национального дохода.

2)Далее следует вопрос, что собственно предстоит сделать государству? Некоторые социалисты склонны вменить в обязанность обществу решительно всё, даже исполнение всех домашних работ: приготовление пищи, стирку белья, чистку комнат, воспитание детей. Если бы государство должно было исполнять все эти работы, ему действительно пришлось бы доставлять такое большое число рабочих рук, что ни у кого не оставалось бы свободного времени, и утверждение, будто социалистический режим ничем не отличается от порядка в исправительных домах, оказалось бы не лишенным некоторого основания.

Мы поставим государству гораздо более ограниченную задачу: оно обязано заботиться о производстве и необходимых предметов потребления, одежды, питательных продуктов и строительных материалов, о государственных зданиях и средствах сообщения, Производство предметов роскоши, мебели, постройку частных жилищ, садоводство и огородничество, домоводство, книгоиздательство и печатание газет оно может без всякого ущерба предоставить частной инициативе.

Кроме того, оно не должно отнимать детей у семьи, но обязано только позаботиться о широкой постановке учебно-воспитательного дела. Всякий желающий трудиться должен иметь право требовать и получить работу от государства. По окончании установленного срока обязательной работы, т.е. по исполнении определённого числа нормальных рабочих лет и дней, точно установленных для каждой профессии на основании тщательных исследований, рабочие могли бы получать от государства пожизненную пенсию, обеспечивающую им необходимые средства для существования.

(Бригада американских архитекторов на строительстве Магнитогорска, 1930 год)

3)Следует попытаться доказать, что нормальное рабочее время возможно ограничить для мужчин 9-10 годами, для женщин 6-8 годами. Такие размеры рабочего времени были бы достаточны для того, чтобы создать средства для вознаграждения интеллектуальных работников и для ренты бывшим владельцам средств производства.

Всеобщая школьная повинность могла бы быть введена для юношей до 17‑18 лет, для девушек до 15‑16 лет. Если они вслед за этим будут без перерыва отрабатывать свой обязательный срок, то мужчины 26-28 лет, а женщины 21-22 лет могли бы уже получить право на пенсию и на всю жизнь освободиться от заботы о пропитании, создать себе уютную семейную жизнь, заботиться о комфорте и т.п.

По истечении срока, обязательного для приобретения права на пенсию, каждая семья получит по своему требованию от государства участок земли приблизительно в ¼ гектара (25 соток — БТ) в наследственное владение, для устройства дома и сада. С этой целью должны быть отведены известные участки под «колонии вилл», например, морские берега шириной до нескольких километров, склоны берегов рек, озёр.

За строительный материал государство может назначить несколько нормальных рабочих дней. Для исполнения строительных работ и для производства мебели могли бы образовываться товарищества, которые обменивались бы услугами, так как, несомненно, нельзя же быть одновременно каменщиком и плотником, столяром и кузнецом.

Подобными предложениями можно отразить один, из последних доводов робких филистёров, боящихся, что в социальном государстве всё будет регламентировано, люди будут обязательно жить в мрачных казармах, окажется невозможной частная семейная жизнь, устройство уютного семейного очага, не будет места для проявления частной инициативы. Передать в собственность государства жилища, мебель, сады, парки не имеет смысла. В городах, несомненно, государству придется скупать отдающиеся в наём дома по предложению их владельцев, так как последние будут, быть может, терпеть убытки от падения квартирных цен.

(Американские социалисты в Москве, 1930 год)

4)Что касается перехода земли в собственность государства, то вовсе не приходится настаивать на отчуждении небольших владений: они могут быть оставлены прежним владельцам для разведения, хотя бы, садов.

Если, например, оставить все участки меньше 2 гектаров во владении их собственников, или если выкупать их только по инициативе последних, то можно одним этим сразу же привлечь на сторону социализма 3 млн. из 5,2 млн. «антиколлективистских», мелких крестьянских хозяйств в Германии; ведь их владения в общей сложности составляют только 1,5 млн. гектаров.

Если затем объявить каждому более крупному землевладельцу: «Государство оставляет тебе твой дом и сад или парк, во всяком случае дает ещё луг для того, чтобы ты мог содержать корову или лошадь; а за землю ты получишь от него вознаграждение в виде вечной ренты, на 25% превышающей средний чистый годовой доход с твоего имения». Трудно предположить, чтобы землевладельцы оказали особенно сильное сопротивление такому предложению.

5)Тем не менее и у социального государства есть одна цель, ради которой необходимо допустить новообразование процентного капитала: вознаграждение за важные изобретения и открытия, за выдающуюся государственную или научную деятельность. Но для этой цели нужна относительно очень небольшая сумма, для всей Германии не больше 50-100 млн. марок в год; эта сумма окажется достаточной для большого вознаграждения изобретателей.

6)Что касается религии и пресловутой свободной любви, то следует особенно сильно подчеркнуть, что эти вопросы не имеют существенной связи с социальной проблемой. Последняя носит исключительно экономический характер.

Враждебное отношение многих социалистов к современной церкви объясняется тем, что её представители ополчаются против социал-демократии. Они должны поступать таким образом потому, что сами зависят от государства, т.е. от современного общественного строя. Но социал-демократы делают серьёзную ошибку, требуя отделения церкви от государства. Когда наступит день победы пролетариата, то окажется, что благодаря этому требованию добровольно отдано оружие, которое помогло бы привлечь к социализму круги верующих, ещё сопротивляющихся ему.

(Ле Корбюзье, Сергей Эйзенштейн, и Андрей Буров, 1928 год)

Дело в том, что христианство — в высшей степени социалистично, даже коммунистично; если сохранится зависимость церкви от государства, то её представители очень скоро станут с гораздо большим рвением защищать новый порядок и новую предержащую власть (которые ведь тоже будут казаться установленными Богом), чем теперь они защищают современный строй. Кроме того, большинство людей имеет те или иные религиозные воззрения, какую-нибудь веру в чудеса, если не мистическую, то материалистическую. В интересах государства — как можно менее вмешиваться в существующие религиозные отношения, относиться совершенно терпимо ко всем религиям; его задача — заботиться о поднятии и распространении народного образования.

7)Относительно семейной жизни нужно заметить следующее. Большинство людей вовсе не имеют таких, свойственных кукушке привычек, благодаря которым они добровольно захотели бы как можно скорее освободиться от своих детей, т.е. сложить заботу об их воспитании с самих себя на государство. Поэтому не совсем понятно, к чему понадобилось бы изменение существующих брачных отношений.

8)Не важен также конституционный вопрос — чем должно быть социальное государство, монархией или республикой — иными словами, важно подчеркнуть, что монархия может быть сохранена без какого бы то ни было вреда, если она поставит своей целью осуществление требований народа, а благосостояние его будет считать своим главным законом.

(Советская утопия: проект «Красного города» в Красноярске, 1931 год)

Утопично предполагать, что в социальном государстве окончательно исчезнут всякие преступления. Но число их значительно сократится, когда будут устранены причины, их вызывающие: бедность, нищета, невежество, бесприютность и беспризорность детей. Прежде всего уменьшится число рецидивов, как только государство станет доставлять преступникам, отбывшим срок наказания, возможность жить честным трудом.

+++

Ещё в Блоге Толкователя о социал-демократии:

Как дальше развиваться западной социал-демократии?

Английский историк левых взглядов Тони Джадт перед своей смертью, в 2008 году написал работу, в которой попытался переосмыслить роль западной социал-демократии. То, что неолиберализм доказал свою несостоятельность, у него не вызывало сомнения. Джадт считал, что выход из нынешнего тупика – вновь вернуться к перераспределению богатства и увеличению роли государства.

***

Меньшевистская Грузия как идеал для западной социал-демократии

В 1920 году лидеры II Интернационала посетили меньшевистскую Грузию. Все они были в восторге от грузинской версии социал-демократического государства. Особенно хвалил Грузию Карл Каутский, который считал реформы меньшевиков образцом для всех будущих соцстран.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *