Политическая программа эсеров

12.01.2014

Сегодня мы вынуждены оглядываться на политику столетней давности, поскольку в нынешней России едва появившиеся в начале 1990-х ростки политики уже в нулевые были вытоптаны. В начале ХХ века самой популярной партией были эсеры, их программа с местным самоуправлением, управлением профсоюзами предприятий, широкой национальной автономией не устарела и в наши дни.

На выборах в Учредительное собрание (пожалуй, самых свободных выборах во всей истории России) в 1917 году эсеры получили 58%. Эта цифра отражала реальную поддержку народом их программы преобразования России. Принято считать, что партия социалистов-революционеров пользовалась поддержкой в основном среди крестьянства (которое к 1917 году составляло около 75% населения России). Однако результаты выборов в Учредительное собрание показывают, что эсеры победили практически во всех губернских столицах и уездных городах. Большевики, кадеты и меньшевики показали хорошие результаты только в Москве и Петрограде, а также на фронтах.

Таким образом, эсеры представляли подавляющую часть т.н. «низовой России». Отсюда и их политическая самобытность – социализм без марксизма, особый левый путь страны. Тогда как их оппоненты – большевики, меньшевики и кадеты – выводили свои программы из европейских идеологий.

Ниже мы приводим программу эсеров, принятой на Первом съезде партии в декабре 1905 года. К 1917-му эсеры разделились на три фракции – правых, левых и центристов, их отличало различие в тактике (к примеру, правые эсеры выступали за борьбу до конца на фронтах Первой мировой, а левые эсеры были против этого), но в стратегии они все придерживались единства. То есть эта программа, принятая в 1905 году, была руководством к действию для всех трёх их фракций.

История не знает сослагательного направления, и сложно с точностью предугадать, что стало бы с Россией, удержи в конце 1917-го эсеры власть. Но исходя из их программы, можно предположить, что в стране наряду с демократией и ориентацией на социализм в политике и экономике возникло бы и сильное солидаристское и синдикалистское течение. Чем-то оно было бы похоже на ранний итальянский фашизм и на республиканское правление левых в Испании в 1930-х (а из современных течений – на латиноамериканское боливарианство).

Впрочем, это всё догадки. Сегодня мы можем только изучать политическое наследие эсеров и думать, как, трансформировав его, приспособить к реалиям начала XXI века. Ведь Россия и спустя столетие всё равно осталась левой и одновременно политически отсталой страной.

А. В политической и правовой области:

Признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина:

полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов; свобода передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов от работ (свобода стачек); неприкосновенность личности и жилища; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов, — установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин как городских, так и сельских; возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение;

пропорциональное представительство; прямое народное законодательство (референдум и инициатива); выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц, включая депутатов и судей; бесплатность судопроизводства; введение родного языка во все местные, общественные и государственные учреждения; установление обязательного, равного для всех общего светского образования на государственный счёт; в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджет, предназначенный на культурно-просветительные цели и распоряжение этими средствами на началах самоуправления; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение постоянной армии и замена её народным ополчением.

Б. В народно-хозяйственной области:

1)В вопросах государственного хозяйства и финансовой политики партия будет агитировать за введение прогрессивного налога на доходы и наследства, при совершенном освобождении от налога мелких доходов, ниже известной нормы; за уничтожение косвенных налогов (исключая обложения предметов роскоши), покровительственных пошлин и всех вообще налогов, падающих на труд.

2)В вопросах рабочего законодательства П.С.Р. ставит своею целью охрану духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне и увеличение его способности к дальнейшей борьбе за социализм, общим интересам которой должны быть подчинены все узкопрактические, непосредственные и профессиональные интересы отдельных рабочих слоев.

В этих видах партия будет отстаивать: возможно большее сокращение рабочего времени в пределах прибавочного труда; установление законодательного максимума рабочего времени сообразно нормам, указываемым научною гигиеною (в ближайшее время — 8-часовая норма для большинства отраслей производства и соответственно меньшая в более опасных и вредных для здоровья); установление минимальных заработных плат по соглашению между органами самоуправления и профессиональными союзами рабочих; государственное страхование во всех его видах (от несчастных случаев, от безработицы, на случай старости и болезней и т.д.) на счёт государства и хозяев и на началах самоуправления страхуемых; законодательная охрана труда во всех отраслях производства и торговли, сообразно требованиям научной гигиены, под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими (нормальная обстановка труда, гигиеничность устройства помещений, запрещение сверхурочных работ, работ малолетних до 16 лет, ограничение работ несовершеннолетних, запрещение женского и детского труда в известных отраслях производства и в известные периоды, достаточный непрерывный еженедельный отдых и т.п.); профессиональные организации рабочих и их прогрессивно расширяющееся участие в установлении внутри неё организации труда в промышленных заведениях.

3)В вопросах переустройства земельных отношений П.С.Р. стремится опереться, в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал, на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности — на распространённое среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне партия будет стоять за социализацию земли, т.е. за изъятие её из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведывание центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведывание резервным земельным фондом и т.п.); пользование землею должно быть уравнительно трудовым, т.е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; рента, путём специального обложения, — должна быть обращена на общественные нужды; пользование землями и угодьями, имеющими не узкоместное значение (обширные леса, рыбные ловли и т.д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления; недра земли остаются за государством; земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признаётся лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.

4)В вопросах общинного, муниципального и земского хозяйства партия будет стоять за развитие всякого рода общественных служб и предприятий (бесплатная врачебная помощь, земско-агрономическая и продовольственная организация; организация земскими и областными органами самоуправления, при помощи общегосударственных средств, широкого кредита для развития трудового хозяйства, преимущественно на кооперативных началах; коммунализация водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения и т.п.), за предоставление городским и сельским общинам самых широких прав по обложению недвижимых имуществ и по принудительному отчуждению их, особенно в интересах удовлетворения жилищной нужды рабочего населения; за коммунальную, земскую, а равно и государственную политику, благоприятствующую развитию коопераций на строго демократических трудовых началах.

5)Вообще ко всем мероприятиям, имеющим целью обобществление ещё в пределах буржуазного государства тех или иных отраслей народного хозяйства, П.С.Р. усвоит положительное отношение постольку, поскольку демократизация политического строя и соотношение общественных сил, равно и самый характер соответствующих мероприятий, будут давать достаточно гарантий против увеличения таким путём зависимости рабочего класса от правящей бюрократии. Тем самым П.С.Р. предостерегает рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради её фискальных и политических целей.

Партия Социалистов-Революционеров, ведя непосредственную революционную борьбу с существующим режимом, агитирует за созыв Учредительного собрания на указанных выше демократических началах для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков в духе установления свободного народного правления, необходимых личных свобод и защиты интересов труда. Свою программу этого переустройства она будет как отстаивать в Учредительном Собрании, так и стремиться непосредственно проводить в революционный период.

+++

Ещё в Блоге Толкователя о политической борьбе в России начала ХХ века:

Как Азеф провалил террор-группу Серафимы Клитчоглу

В 1903 году охранка разгромила боевую организацию эсеров. Но на смену ей тут же пришли новые группы террористов, среди которых самой опасной была бригада Клитчоглу. Она готовила покушение на министра МВД Плеве. В 1904 году агент охранки Азеф сдал группу. Плеве всё равно был убит, а Клитчоглу умерла собственной смертью в 1926 году.

***

Какую демократию ожидали в России в 1906 году

Реакционная и черносотенная часть общества тоже – как левые партии и интеллигенция – отреагировали на Манифест 17 октября 1905 об учреждении в России Думы, но в обратном ключе. По их мнению, парламент был бы началом заката России, временем правления «жидов» и прочих инородцев, утратой страной её целостности. Примерно то же самое, как и черносотенцы тогда, говорят сегодня и кремлёвские идеологи: по их мнению, народовластие, «оранжевая угроза» приведут страну к краху.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *