Идею «Теллурии» Сорокин почерпнул от «Теллура» из «Сердца Змеи» Ефремова

28.03.2014

Главной книгой 2013 года стала «Теллурия» Сорокина, в которой писатель показывает Антиутопию – жизнь в Евразии при Новом средневековье. Но почти никто не заметил, что эту идею, только перевернув её, Сорокин заимствовал из утопии советского фантаста Ефремова «Сердце Змеи», где основное действие происходит на звездолёте «Теллур».

Пересказывать сюжет книги Владимира Сорокина «Теллурия» нет смысла – не читавший её человек всё равно не разберётся в посмодернистской игре писателя, а читавший и так знает, о чём там идёт речь. Поясним только, что весь сюжет романа (романа в рассказах) о Новом Средневековье в Евразии завязан на мистические теллуровые гвозди, с помощью которых их потребитель уносится в личную утопию.

Литературный критик Михаил Немцев так описывал чудесные свойства сорокинского теллура:

«Теллур — универсальный источник трансцендентного; на смену «сложным» формам религиозных культов приходит простой и абсолютно имманентный ритуал введения теллура в головной мозг. Полная жизнь оказывается невозможна без гвоздя в голове.

Сорокинское описание действия теллура напоминает «универсальный наркотик» слег из «Хищных вещей века» Стругацких. Слег даёт каждому то, что тот желает. Поэтому в адепте его, в слегаче, история как бы завершается; получив всё, он теряет какие-либо творческие возможности. Его мир сворачивается до ванной с тёплой водой, в которую погружено тело слегача, и когда это тело достигает предела физиологического износа, слегач банально умирает».

(Персонажи книги «Теллурия»)

Михаил Немцев заметил сходство сюжета сорокинской «Теллурии» с одним из произведением братьев Стругацких. Однако Сорокин не был бы постмодернистом, если бы его книга базировалась только на «перепеве» одного источника. На самом деле гораздо больше писатель позаимствовал из не слишком известной повести советского учёного-палеонтолога и фантаста Ивана Ефремова «Сердце Змеи».

Эта повесть вышла из печати 1959 года. Но прежде чем привести из неё параллели с «Теллурией», тут кратко нужно сказать о самом Ефремове.

Иван Антонович Ефремов происходил из богатой старообрядческой семьи. Вся его юность и зрелость пришлась на сталинское время, в которое он чудом уцелел. Как и свойственно старообрядцам, Ефремов тогда «затаился». Но это не отменяет того факта, что, как истинный старообрядец, он всегда очень чётко разделял Добро и Зло, полутонов у таких людей не бывает. И когда началась хрущёвская оттепель, писатель в полной мере раскрыл свой талант, базировавшийся на одной из главных идей Древлеправославия: поиску пути к Граду Китежу, Светлояру – тому, что светский человек назвал бы Утопией.

«Сердце Змеи» — это технократическая Утопия, чьё действие разворачивается в далёком будущем. Повесть начинается со слов «Не спи! Равнодушие – победа Энтропии чёрной!» Это описание пробуждения звездолётчиков и одновременно призыв к активной и напряжённой мыслительной деятельности.

«Теллур» — первый пульсационный звездолёт, он имеет номер 687 в общем списке звёздных экспедиций. Мы привыкли, что космический корабль должен быть из прочнейшего металла. На этом фоне символично звучит название корабля – «Теллур». Теллур – это химический элемент 6-й группы, серебристый блестящий неметалл.

«Ефремовский звездолёт «Теллур» словно прокалывает пространство», — писали одни из самых известных биографов Ефремова, Ольга Ерёмина и Николай Смирнов (серия издательства «Молодой Гвардии» ЖЗЛ – «Иван Ефремов», 2013, написана до выхода романа Сорокина «Теллурия»). Прокалывание теллуром (пусть и пространства) – ничего не напоминает читавшим сорокинский роман?

Восемь звездолётчиков смогли победить пространство, но время осталось непобеждённым ими (они «уйдут» от Земли на 700 лет). Энтропия одиночества. В чём смысл их расставания с Землёй на семь веков? Что видят эти люди, вернувшись на родную планету? «Теллур» только в начале пути, но неизвестность будущего и понимание исключительности своих судеб висит над каждым членом экипажа. Капитан «Теллура» Мут Анг отвечает на вопросы товарищей (на самом деле это хорошо замаскированная старообрядческая эсхатология и предначертанность пути):

— Разве может оказаться чужим тот, кто служит в полную меру сил? Ведь человек – это не только сумма знаний, но сложнейшая архитектура чувств, а в этом мы, испытавшие всю трудность долгого пути через космос, не окажемся хуже тех, будущих.

 

Капитан «Теллура» размышляет о глобальных цивилизационных процессах, о том, что «семьсот лет значат мало»:

— Попробуем шагнуть на семь столетий назад, в XIV век. К Смоленскую подобралось огромное Великое княжество Литвоское, Русское и Жемайтское. В лесных дебрях прячется крошечная деревянная Москва. Московское княжество соседи ещё н стали звать Залесской ордой. Периодически усиливаются апокалиптические ожидания, подчиняющие себе уклад тогдашней жизни. Только внуки тех, кто пока бегает босиком, напитываясь мифом безвременья, выйдут на Куликово поле и явят миру энергию пассионарного взрыва. А пока нет помыслов о будущем. Каждый год может оказаться последним. И последнее дело, болезненный вывих лукавого мудрствования – рассуждать о том, как будут жить люди спустя века. Душу надо спасать! Ради этого явились на свет, и Последние Времена уже лижут тёмным пламенем, опаляя души трансперсональной жутью коллективного бессознательного эпохию

Как-то подозрительно средневековое описание Восточно-европейчской равнины напоминает сюжет сорокинской «Теллурии» и Новом Средневековье здесь же, но восемь веков спустя.

Общение в ефремовском будущем исполнено глубокого значения. Кажется, весь мир помогает, как бы специально подбрасывая те темы и идеи, что пригодятся в ближайшем будущем. Так и экипаж «Теллура» словно бы случайно выходит на тему братьев по разуму. Герои повести говорят о неизбежной стагнации и самоуничтожении агрессивных видов. Не может напряжённая космическая жизнь осуществляться людьми с примитивной психологией собственников-индивидуалистов.

«Как подготовить себя к предстоящей встрече? – задаются вопросом звездолётчики. И отвечают: — Помнить о всей кровавой и великой борьбе человечества за свободу тела и духа!»

В «Сердце Змеи» главной темой становится специфическая концепция этики и эстетики, ранее прозвучавшая у Ефремова в «Туманности Андромеды».

Ефремов проводит аналогию между эволюцией жизни и общества. Вывод его таков: «Человечество не может покорить космос, пока не достигнет высшей жизни, без войн, с высокой ответственностью каждого человека за всех своих собратьев!»

Экипаж «Теллура» в итоге встречает другой, инопланетный корабль (жизнь существ на нём основана фторводороде). Но общение двух экипажей было быстро прервано – чужой звездолёт получил сигнал и должен был улетать.

Повесть Ефремова заканчивается так:

«Оба звездолёта медленно расходились, опасаясь повредить друг друга силой своих вспомогательных моторов. Белый корабль на минуту раньше окутался облаком слепящего пламени, за которым, когда оно угасло, не оказалось ничего, кроме тьмы космоса.

Тогда и «Теллур», осторожно разогнавшись, вошёл в пульсацию, которая служила как бы мостом, сокращавшим прежде необозримую длину межзвёздных путей. Надёжно укрытые в защитных футлярах люди уже не видели, как укорачивались летевшие навстречу световые кванты и далёкие звёзды впереди голубели и делались всё более фиолетовыми. Потом звездолёт погрузился в непроницаемый мрак нулевого пространства, за которым цвела и ждала горячая жизнь Земли».

Предпоследняя же глава из «Теллурии» Сорокина (она – апофеоз его мироустройства «Нового пространства и времени» заканчивается следующим абзацем:

Теллур возвратил их к жизни! Они обнимают нас! Мы вместе! Смерти нет! Мы веселы, сильны и счастливы! Мы обнимаемся с нашими мечтами! Мы дождались! Мы отталкиваемся от плоской земли! Мы прыгаем, прыгаем, прыгаем вверх! вверх! вверх! С грязного асфальта! С мостовых! из червивых склепов! из горящих домов! из моргов! из тюрем и лагерей! из братских могил! из взорванных казарм! из неудавшихся биографий! из тошнотворных офисов! из искорёженных танков! из отеля «Империал»! из руин городов! из осточертевших вилл! из фитнесов и бассейнов! из кризиса самоидентичности! из-под обломков бетона и любви! из ресторанов и китотеатров! из тёплых семейных постелей! вверх, вверх, собранные теллуром! вверх! вверх! К реальной надежде! К воссоединению с несбыточным! К родным и близким! К любимым! К запретно желанным! К невозможно обожаемым! К преступно лелеемым! К великим! К Моцарту и Платону! К Ницше и Достоевскому! К Будде и Христу! Мао и Гитлеру! К новым симбиозам! К победе над Временем! К живым богам! К победе над смертью! вверх! на крыши! над улицами! над рекой! над радугой! вверх, на облака, о теллуровая катапульта! вверх, к пламенным серафимам, к мудрым херувимам, к строгим ангелам, на Престолы и Господства, на Силы и Власти, вверх, вверх, вверх!»

(Могила Ивана Ефремова)

Сорокин забыл дописать:

«К Ивану Ефремову! В космос! К Богу и человеку как его подобию! К старообрядчеству!»

+++

Ещё в Блоге Толкователя об Утопиях и Антиутопиях:

Спутник и Утопия

Разочаровавшись в земных порядках, начиная с XIX века прогрессивное человечество мечтало переселиться жить на Луну. В 1835-36 годах мир охватила эйфория от якобы найденной там жизни – люди верили, что на Луне им больше не придётся работать и страдать от нищеты и безысходности. В СССР в 1960-70-е тоже всерьёз взялись за создание лунного поселения.

***

Джордж Оруэлл: «Я демократический социалист»

В российском агитпропе принято считать, что английский писатель Джордж Оруэлл в своих антиутопиях описывал «ужасы социализма», а сам он был ярым антикоммунистом. Но сам Оруэлл в 1930-х причислял себя к анархистам, в 1940-е – к социалистам. Правда, это не помешало ему в 1949-м сдать МИ-6 большую группу английских журналистов и писателей – сталинских агентов.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *