Почему у евреев России было особое положение в 1770-80-х годах

28.07.2014

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Россия получила 50 тысяч евреев. Их положение в империи почти два десятилетия было самым лучшим среди всех евреев Европы, и даже лучше, чем у русских – им было положено местное самоуправление (кагал), они имели свободу передвижения и могли записаться в сословие купцов или мещан.

В результате раздела Речи Посполитой в 1772 году под власть Российской империи попали евреи, проживавшие на аннексированных территориях Белоруссии. Их было около 50 тысяч. Отношение к ним новых властей было благожелательное.

Российские власти стали рассматривать евреев как отдельное сословие. К примеру, они должны платить одинаковый налог, отличный от ставок как для крестьян, так и для купцов – 1 рубль с души в год (меньше, чем у купцов, но больше, чем у крестьян).

Новые власти восстановили широкие полномочия кагала, урезанные в Польше в 1764 году, т.е. еврейского общинного самоуправления. Эта мера объяснялась тем, что власть стремилась поскорее найти эффективного агента для управления новыми, во многом странными для неё подданными. В стремлении компенсировать собственную бюрократическую слабость власти предпочли восстановить самоуправление евреев, а не отдать контроль над ними местным христианским элитам.

Ряд важных законодательных мер в отношении евреев явно отрадал дух просвещённого абсолютизма Екатерины II. Так, по просьбе евреев Шклова в 1787 году Екатерина запретила слово «жид» как оскорбительное и приказала заменить его в официальных документах словом «еврей». Этого власти с тех пор неизменно придерживались.

Особенно важен указ Екатерины II от 1780 года, тоже изданный по просьбе самих евреев. Указ предписал всем евреям приписаться либо к купеческому, либо к мещанскому сословию, после чего они должны были пользоваться всеми правами и привилегиями этих сословий наряду с их христианскими членами. Это положение противоречило не только польским обычаям, но и вековым традициям Магдебургского права, которое запрещало евреям вступать в ремесленные и купеческие корпорации. Если учесть, что «Патент о толерантности», дарованный Иосифом II евреям Богемии и Моравии, датирован 1781 годом, то пионерский характер указа Екатерины II вполне очевиден.

Слабость указа 1780 года состояла в том, что он предполагал, что все евреи соответствуют именно этим двум категориям – купцам и мещанам, в то время как значительная их часть жила в местечках, не имевших городского статуса. Этот недостаток указа был бы вполне преодолим, если бы число евреев в России не выросло радикальным образом в результате последующих разделов.

Богатые евреи, приписавшиеся к купеческим гильдиям, оказались в 1780-е годы в выигрышном положении по сравнению с остальными купцами. Сенатский указ 1782 года разрешал купцам-евреям, когда того требовали коммерческие интересы, переезжать из одного города в другой, в то время как имперское законодательство запрещало купцам и мещанам покидать города, в которых они были прописаны.

Очень быстро власти столкнулись с типичной реакцией на эмансипаторские меры в отношении евреев, а именно с сопротивлением и протестами христианского населения. Во всех подобных ситуациях по всей Европе как в XVIII, так и в XIX веке правительства первоначально уступали протестам христиан и сохраняли дискриминационные меры в отношении евреев. В России, несмотря на протесты христиан, власти не отменили закона, по которому евреи могли избрать и быть избираемы в местные магистраты. Жалованная грамота городам 1785 года подтвердила право евреев входить во все шесть предусмотренных грамотой разрядов городских жителей, избиравших городскую думу.

В этот непродолжительный период 1780-х годов правовое положение евреев в Российской империи было лучше, чем где бы то ни было в Европе.

Элита евреев, попавших под власть Романовых, переживала в 1770-80-е интенсивный процесс аккультурации, сравнимый с процессами в среде маскилов в Германии. Лидеры еврейской общины активно развивали контакты в среде русской аристократии, получали прибыльные подряды, и благодаря своему богатству и связям, пользовались значительным влиянием.

«Красной линией» отделивший прежнюю свободную жизнь евреев от системы государственных гонений стал императорский указ от 23 декабря 1791 года, в котором купцам-евреям запрещалось проживать и приписываться к купеческим гильдиям за пределами Белоруссии. Но было пока оставлено исключение: кроме появившейся черты оседлости, купцам-евреям дозволялось приписываться к купцам в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск) и Крыму. Основанием для такого указа стала жалоба московских купцов, просивших их оградить от конкурентов-евреев.

«Они торговали на своих квартирах или на постоялых дворах качественными товарами германских фабрик, – писал историк Феликс Кандель. – Разносили их по домам и продавали по более низким ценам, чем местные торговцы. И тогда московские купцы пожаловались властям – в «интересах торговли», а отнюдь не из какого-либо к ним (евреям), в рассуждении религии, отвращения или ненависти».

Перемена отношения к евреям Екатерины II именно в 1791году имело объективные причины. На неё итоги Великой французской революции произвели гнетущее впечатление. 27 сентября 1791 года на рассмотрение Национального собрания Франции повторно было внесено предложение о равноправии евреев, которое до того уже было отвергнуто. На этот раз Национальное собрание проголосовало за права евреев, и в сознании российской императрицы эти два факта трагическим образом объединились: падение монархии и получение евреями равноправия.

В 1794 году практика дискриминации евреев была продолжена – на них был введён двойной налог. Он был объявлен как временный, но впоследствии оставлен как постоянный.

Но и эти положения пока оставались посильными для евреев. Так, после изгнания купцов-евреев из Москвы им было позволено уехать в Петербург. В 1802 году купец Ноткин и его единоверцы основали в Петербурге еврейское похоронное братство, которое официально получило землю для еврейского кладбища (там Ноткин и был похоронен в 1804 году). А Иуда Лейба Невахович, автор первого литературного произведения, написанного евреем по-русски, в 1803 году писал, «как евреи благодарны правительству за благодеяния в отношении евреев, и наше положение в империи благоприятнее, чем где-либо в Европе».

Окончательно отношение власти к евреям стало враждебным после второго раздела Речи Посполитой. Тогда Россия получила от 500 до 700 тысяч евреев. Затем было присоединение в 1815 году Царства Польского с 300 тысячами евреев и Бессарабии (1812 год) ещё с 20 тысячами иудеев. Так в Российской империи оказалось более половины евреев Европы.

О том, каково было положение евреев в России в XIX веке мы поговорим в одной из следующих статей в Блоге Толкователя.

(Цитаты: Алексей Миллер, «Империя Романовых и национализм», НЛО, 2008)

+++

Ещё в Блоге Толкователя о евреях:

Антисемитизм в Германии «передаётся по наследству»

Немецкие учёные выяснили, что уровень антисемитизма в определённых землях Германии не меняется столетиями. Самый высокий процент антиеврейских настроений сегодня – его разделяют 30-38% населения – отмечается там, где наиболее сильные были погромы в XIV и XIX веках, а также в 1938-м.

***

Евреи-ашкеназы — потомки итальянцев

Исследование израильского генетика Зусмана-Дискина показало, что ближайшие родственники восточных евреев-ашкеназов – северные итальянцы и южные французы. Вторая ветвь – это перешедшие в иудаизм под патронажем итальянских колонистов в Крыму причерноморские народы – в первую очередь адыги.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Перевод денег в РосУзник за июль:

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *