Как выглядели американские косплейщики в 1970-х

26.11.2014

Считается, что слово «косплей» было придумано японским журналистом Такахаши в 1983 году, а сама субкультура переодевания в персонажей фильмов и комиксов якобы возникла тоже в Японии в конце 1970-х. Однако американский исследователь Рон Миллер доказывает, что косплей возник в США в 1960-е – в жанре Sci-Fi. Миллер показывает, как выглядели американские косплейщики в 1970-х.

Преподаватель Школы моды при Университете Райерсона (Торонто) Осмуд Рахман и преподаватель Института текстиля и одежды Гонконгского политехнического университета Лю Вин-Сун напоминают каноническую версию возникновения косплея.

Человеком, который придумал и ввел в обиход это слово, называют журналиста Нобуюки Такахаши. Слово kosupure впервые появилось в статье, которую Такахаши написал в 1983 году для июньского выпуска My Anime. Однако другие ресурсы, собирающие сведения о знаменитостях, содержат информацию о том, что Такахаши начал использовать его в 1984 году, вернувшись с лос-анджелесского Всемирного конвента научной фантастики, и вслед за ним это слово подхватили сразу несколько японских журналов.

Углубившись в историю косплей-субкультуры, мы обнаружим, что она берет начало в 1970-х годах, а ее истоком являются публичные мероприятия, связанные с коммерческим оборотом додзинси — издаваемых энтузиастами-любителями журналов, или манга (к числу таких мероприятий, в частности, относится ярмарка Comic Market или Comitek). Многие издатели использовали косплей как средство коммерческого продвижения своих додзинси, приглашая артистов, чтобы изобразить положительных персонажей из комиксов и тем самым привлечь к своей продукции внимание как можно большего количества людей.

В 1990-е годы данный субкультурный феномен начал приобретать популярность за пределами Японии. Со временем значение слова «косплей» расширилось и стало подразумевать переодевание в другие костюмы. Например, в Китае субкультура косплей вобрала в себя как костюмы традиционных персонажей китайской драмы и пекинской оперы, так и костюмы киногероев, не имеющих никакого отношения к японской научной фантастике (из таких фильмов, как «Матрица», «Властелин колец», «Гарри Поттер»).

Многие приверженцы косплея стремятся к тому, чтобы сформировать вокруг себя особую группу (зачастую не одну), или «племя»; основой для этого становятся круг друзей, участие в тематических мероприятиях и в виртуальной жизни различных интернет-сообществ. Членов такого постмодернистского сообщества или племени «могут объединять общность переживаний, стиль жизни, новые моральные убеждения и потребительские стереотипы. Они [сообщества] не могут существовать ни в какой иной форме, кроме как в форме символически и ритуально проявленной приверженности их участников». Иными словами, тематические сообщества (племена) формируются и сохраняют свою эмоциональную целостность благодаря тому, что входящие в них люди делят между собой некие переживания и коллективный опыт.

Однако американцы оспаривают первенство японцев в изобретении косплея. Так, исследователь коспеля и фотограф Рон Миллер считает, что данная субкультура возникла в США в 1960-е. И японцы (в том числе выше упомянутый Нобуюки Такахаши, часто бывавший в Америке на хайтек-форумах) просто скопировали её.

Основоположниками американского косплея были те, кого сегодня называют «ботаниками». В 1960-е, когда вышли пилотные фильмы «звездных» саг, эти подростки не были звёздами школьных спортивных команд, танцевальных площадок рок-н-ролла и не состояли в коммунах хиппи. Это были тихие «зануды», которым учеба доставляла удовольствие. Они подвергались осмеянию со стороны сверстников и постепенно превосходили образованностью своих родителей. Они не выбрали в качестве жизненной цели сытость «американской мечты», а потому им стали чужды ценности как «взрослых», так протестующей молодежи. Но им стали близки истории о подвигах, совершаемых не мощью мышц или денег, а силой интеллекта и особой одарённости, поэтому их настрой стал собирать первые сообщества фанатов, предпочтения которых сделали пилотные фильмы «звёздными» сериалами.

Итак, не экспансия образцов массовой культуры сформировала поклонников этих сериалов, а потребность армии «ботаников» в историях о будущем, в котором действительной силой станет знание. Эту потребность не удовлетворяли продукты массовой культуры, несущие мечты о том, что в настоящем и будущем «всё будет хорошо». А вот истории, близкие к жанру научной фантастики, во-первых, утверждающие силу науки и, во-вторых, рисующие будущее, для перехода в которое в настоящем не было предпосылок, и за пределами земного пространства, их увлекли. «Ботаниками» легко были расшифрованы все цитаты из ментальных оснований различных культур, приводимых в этих историях, поэтому из данной смеси эти «зануды» создали историю желаемой для них культурной реальности.

В замысле «звёздных» историй, вызванном освоением космоса в 1960-е, «ботаники» того времени увидели образ «общества, основанного на знании», что превратило эти кинематографические эпизоды в масштабные проекты. В этих историях была угадана семантика, отсутствующая в них изначально, поэтому воздействие массовой культуры здесь было случайным, но стало триггером для создания будущим креативным классом новой прагматики, приведшей к становлению общества знаний, в котором мы все сейчас живём.

Американский фотограф Рон Миллер запечатлел Sci-Fi косплееров в США в 1970-е годы:

+++

Ещё в Блоге Толкователя о косплее:

Косплей — вынужденные маргиналы

Молодёжи сегодня навязывают позицию акселерата-потребителя; но на личностном уровне общество сдерживает развитие молодёжи, загоняя в инфантилизм. Выражением этой двойственности и невроза является косплей. Австрийский фотограф Клаус Пихлер сделал фотосессию «Только мы вдвоём», в которой косплейщики снялись в своих костюмах у себя дома.

***

Наци-косплей в Корее и Японии

Эстетика Третьего Рейха стала в Корее и Японии одним из модных направлений в косплее – костюмированной игре, воплощении сюжетов фильмов и комиксов (аниме, манги) в реальности. Популярности этому придали многочисленные видеоигры, а также комиксы, например, URDA: The Third Reich, посвященные в той или иной степени тематике Третьего Рейха.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *