Украинцы и поляки о 3-5-кратном крещении Руси

04.06.2015

Государственно установленной датой крещения Руси является 988 год. Однако записи Западнорусской митрополии XVI века показывают, что тогда писали о 3-х, 4-х и даже 5-кратном крещении Руси: при Рюрике, Кириллом и Мефодием, княгиней Ольгой и князем Владимиром в 1000 или 1008 году.

Противостояние униатов и православных в Речи Посполитой в конце XVI века выразилось в борьбе двух лагерей за приоритетное право говорить от имени «Руси» и использовать её историю для обоснования своей легитимности.

Одним из центральных фактов прошлого, на который обращалось особо пристальное внимание, являлось крещение Руси. Как важнейшее событие русской истории, оно держало всю структуру идентичности, и различия в его трактовках могли принципиально менять характер этой структуры.

В одном из основных источников идей русского униатства — сочинениях Петра Скарги — историческое обоснование унии строилось на двух фактах. Во-первых, утверждалось, что крещение Русь приняла от патриарха, послушного Риму. Во-вторых, главная роль отводилась Флорентийской унии и тому, что она была подписана русским митрополитом Исидором. Время крещения Руси Скарга вслед за важнейшим католическим автором того времени Цезарем Баронием относил к IX веку, то есть задолго до крещения Владимира, когда Церковь была ещё единой. Таким образом, обоснование велось с опорой на события общецерковной истории.

Попытку перенести сферу доказательств в область собственно русской истории предпринял униат Лев Кревза. Он выдвинул мысль о тройственном крещении Руси. Первое крещение, с которым был связан известный сюжет про чудо с Евангелием, не сгоревшим в огне, произошло «при Василии Македонянине, царе греческом, и при князе всей Руси Рюрике, и при князьях Киевских Аскольде и Дире, и при патриархе Константинопольском Игнатии». О последнем Лев Кревза говорил: хотя реально в Константинополе патриархом в это время был схизматик Фотий, «истинным патриархом» являлся всё же Игнатий, что было подтверждено впоследствии собором, созванным папой Адрианом. В связи с этим делается вывод, что «от католического, а не схизматического патриарха и то первое крещение Русь приняла».

Вторым крещением Руси он считал миссионерскую деятельность Кирилла и Мефодия, которые «в то время, как Фотий в Константинополе бунтовал против папы, ездили в Рим за благословением; высланы были ещё при царе Михаиле, в начале патриаршества св. Игнатия, в края славянские». Кревзе особенно подчеркивал преимущественную связь Кирилла и Мефодия именно с Римом, а не Константинополем: он описывает, как просветители «шли в Рим с книгами славянскими». Папа же, «взяв… книги славянские, освятил их и положил в церкви святой Марии», «приказал двум епископам посвятить славянских учеников», после чего были совершены литургия и всенощная на славянском языке. Соответственно, «из Рима тогда от папы у нас служба Божья, а не из Константинополя». То есть первое крещение Русь приняла от патриарха, послушного папе, второе — прямо от папы. О крещении Владимира («третьем») Кревза только обмолвливается, что было оно «от патриарха Николая Хрисоверга около 1000 года».

Ещё одну концепцию крещения Руси предложил перешедший в унию Мелетий Смотрицкий. Он говорил о двойственном крещении Руси, причём разделял крещения пространственно. Первое произошло в 872 году при патриархе Игнатии, послушном папе Николаю I, и связано было только с Галицкой Русью. Второе — в 980 году, когда крестилась Киевская Русь, и было это при патриархе Николае Хрисоверге, также бывшем якобы в единстве с Римом.

Большее распространение в униатской среде получила ещё одна концепция двойственного крещения Руси. Согласно ей, первое крещение Руси, произошедшее при княгине Ольге, было вызвано инициативой папы Николая, приславшего княгине свиток в 868 году. Второе крещение — при Владимире в 886 году — также было проведено папой Николаем и даже, возможно, происходило в самом Риме. В более позднем униатском сочинении Кулеши (1704 год) обосновывается, что крещён Владимир был св. Бонифацием.

Новая концепция родилась в среде православных богословов Киево-Печёрской лавры. В созданном в начале 1620-х Большом катехизисе Лаврентий Зизаний написал, что «крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно», что объяснялось тем, что в результате первых трёх крещений «мала часть людей крестищася». Примерно такая же версия содержится в написанном в те же годы сочинении «Палинодия» Захария Копыстенского. Правда, здесь говорится только об одном крещении, но ему предшествуют три «уверения». Первое «уверение Россов» Копыстенский, как и Зизаний, связывает с традиционной для русской историографии легендой о путешествии апостола Андрея по русским землям. Второе «чудовное з презреня Божого уверене народу Русского и патриархом Константинополским в послушенство отданье» произошло в 886 году, когда во время миссионерской поездки митрополита Михаила, направленного в Россию царём Михаилом и патриархом Фотием, случилось чудо с несгоревшим Евангелием (Л.Зизаний пишет, как и Л.Кревза, что это крещение было при царе Василии Македонянине, а на Руси — при великом князе Рюрике и киевских князьях Аскольде и Дире).

Третьим уверением Копыстенский называет крещение Ольги. И Л. Зизаний, и З. Копыстенский относят это событие ко времени царя Иоанна Цимисхия и при этом дают одновременно две версии того, кто был в это время патриархом — Феофилакт или Василий Скамавдрин.

Последнее, «Володимерово и всей России крещение соборное», З. Копыстенский связывает с миссионерской деятельностью Кирилла Философа, которого послали в Россию патриарх Николай Хрисоверг и императоры Василий и Константин.

Более подробную концепцию представил уже в 1630-х годах Сильвестр Коссов, описавший уже пятикратное(!) крещение Руси: первое — от ап. Андрея, второе — при Фотии от Кирилла и Мефодия в 883 году, третье — миссия епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году (тоже при Фотии), четвёртое — при Ольге в 958 году и пятое — при Владимире, в 1000 или 1008 году, от Сергия, наследника Фотиевой схизмы. Подобная же концепция воспроизводится в сочинении 1638 года инока Винницкого монастыря.

Столь подробная разработка многократных крещений была связана с необходимостью двух групп западных православных провести легитимацию своих связей с Римом и «вторичностью» московского православия. Униаты впрямую говорили, что «Русь крестил Рим», а украинцы выводили более сложную схему, которая показывала связь и с Римом, и с Константинополем. Точку же в этих изысканиях поставила Русская православная церковь: кто сомневается в крещении Руси Владимиром в 988 году по византийскому обряду – тот не православный.

(Цитаты: Борис Неменский, «Интерпретации сюжета о крещении Руси в православно-униатской полемике в Речи Посполитой в конце XVI 0 первой половине XVII века», журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований, №7, 2010)

+++

Ещё в Блоге Толкователя о православии в Московии и России:

Откуда взялось понятие «Москва – Третий Рим»?

Идею о «Москве как Третьем Риме» псковский старец Филофей написал в 1523-1524 годах как ответ на пророчество о скором всемирном потопе. Впервые она была опубликована только в середине XIX века, и до начала ХХ века оставалась малоизвестной и ей не предавался эсхатологический смысл. В государственную же идею она превратилась только при Сталине.

***

Христианский социализм в СССР 1920-х годов

В России сегодня совершенно утрачено такое политическое течение, как христианский социализм. Между тем, после Революции он имел большую популярность в народе. К примеру, в Царицыне в 1920-е существовали мощные общины обновленцев, толстовцев, баптистов, староверов, видевших социализм продолжение обновлённого христианства.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *