Российский социум как «другая Европа»

08.10.2015

Россия демонстрирует миру собственную модель пути в современность, которую можно назвать традиционалистской модернизацией. Большинство россиян хотят видеть своих детей интеллигентами, 84% выступают за национализацию недр, 91% главной добродетелью видят труд, 72% недовольны тем, как работает демократия, а работа для них важнее зарплаты.

О том, чем отличается российский менталитет от европейского, посвящена работа доктора философских наук, сотрудника Института социологии РАН Андрея Андреева «Российский социум как «другая Европа» (журнал «Общественные науки и современность», №3, 2013). Мы приводим основные тезисы его работы

+++

Одна из характерных черт российского менталитета – склонность ставить интерес к работе выше того, сколько за неё платят. Широкая распространенность ориентаций этого типа стала одной из причин, по которым российское образование и российская наука устояли в ситуации экономического обвала и хронического недофинансирования.

+++

Отвечая социологам на вопрос о том, что было самым большим достижением России (СССР) в ХХ веке, россияне поставили на первое место ликвидацию неграмотности, введение массового высшего и среднего образования. Причем доля респондентов, поддержавших данную точку зрения (в целом по выборке 45%), лишь незначительно варьировалась в зависимости от рода занятий, уровня образования, возраста и материальной обеспеченности.

Наиболее явственно это проявляется в среде интеллигенции. Однако и в рабочих семьях почти 40% опрошенных хотели бы видеть своих детей специалистами с высшим образованием или даже с учёной степенью. Но самое интересное, что данная перспектива оказалась наиболее привлекательной и для предпринимателей: желающих увидеть своих детей руководителями фирм или менеджерами оказалось примерно вдвое меньше, чем сторонников интеллектуальной карьеры.

+++

У россиян зафиксирован очень высокий уровень положительных эмоциональных реакций на слово «будущее» (90%). Для сравнения: в динамично развивающейся и намного более благополучной Германии соответствующий показатель составил 82%. Если в Германии только четверть опрошенных верили в то, что человечество ожидает блестящее будущее, а остальные три четверти полагали, что оно будет безрадостным, то в России доля оптимистов была наполовину выше, а доля пессимистов – на треть ниже.

+++

Своеобразно россияне понимают и ряд базовых ценностей, которые принято считать «европейскими». Это относится к пониманию ими свободы. Большинство россиян считают свободу одной из главных ценностей, без которой жизнь потеряла бы смысл, даже ставят её выше материального благополучия. Однако только около трети из них воспринимают свободу «по-европейски», связывая ее реализацию с политическими правами и свободами, а почти две трети ощущают ее как «волю», то есть возможность быть самому себе хозяином.

+++

Россияне, как и все остальные европейцы, не видят никаких разумных альтернатив демократическому устройству общества. По странам Евросоюза доля граждан, удовлетворённых тем, как в их государствах работает демократия, примерно равна доле недовольных (соответственно, 41 и 40%). Но это в среднем. В некоторых странах (Испании, Ирландии, Португалии и ряде других) уровень удовлетворённости значительно выше, а в некоторых (Швеции, Великобритании, Дании, Финляндии) – значительно ниже среднего уровня.

Россия в этом плане также относится к числу недовольных, и более того – по уровню удовлетворённости существующей демократией она занимает в Европе последнее место. Если доля удовлетворённых тем, как работает демократия, россиян (28%) примерно равна доле выразивших то же мнение шведов (также 28%), британцев (31%) или датчан (32%), то процент недовольных в России значительно выше (72% против 57% в Швеции, 37% в Великобритании, 60% в Дании).

+++

В российском социуме сложились собственные представления о демократии, критерии, по которым следует судить о демократичности или недемократичности общественного строя, и эти критерии далеко не во всем совпадают с моделью, сложившейся на Западе. Россияне солидарны с европейским общественным мнением в том, что каждый человек имеет право свободно выражать и отстаивать свою точку зрения. Они вполне разделяют и тот постулат, что настоящая демократия невозможна без политической оппозиции, и были бы абсолютно против её запрета. Но главную функцию оппозиции они видят не в критике правительства, а в оказании ему помощи в работе. В России это мнение высказывают 60% даже вполне «продвинутых» представителей городского среднего класса

+++

Для россиян не слишком важны такие стандартные признаки свободного общества, как легальная возможность создания политических объединений и союзов, многопартийность, религиозные и интеллектуальные свободы, право на предпринимательскую деятельность, частную собственность и забастовки, отсутствие ограничений на передвижение, в том числе за пределы страны (эти позиции в качестве приоритетных выбирают от 7–8 до 15–17% опрошенных). Демократия для них – прежде всего социальное понятие, и потому большинство россиян считают главными её критериями реальное право на труд, жилище, охрану здоровья, пенсии и пособия по болезни, а также получение образования (эти позиции называют как самые важные признаки демократии от 40 до 70% и более опрошенных).

+++

Отсюда совершенно определённый взгляд на государство. Он противоположен западной либеральной модели, рассматривающей его лишь как арбитра, следящего за соблюдением «правил игры». В российской ментальности государство представляется как своего рода «общее дело», и логика его функционирования мыслится по аналогии с кооперативом или артелью (я даже предлагал особый термин – «артельное государство»). По мнению большинства россиян, государство призвано отстаивать интересы всего народа (а не отдельных личностей). Оно должно обеспечить своим гражданам определённый гарантированный минимум, тот же, кто хочет большего, должен добиваться всего сам.

При этом россияне – вовсе не поборники уравнительного распределения благ, какими их часто представляет либеральная публицистика (пресловутое «отнять и поделить»). Сторонниками уравнивания доходов оказываются менее половины российских респондентов. Это примерно столько же, сколько в Великобритании, и меньше, чем в Германии (59%).

+++

Экономической основой общенародной политической общности, согласно представлениям подавляющего большинства (до 84%) россиян, должна быть коллективная собственность на недра и другие природные богатства страны, которая принципиально не может передаваться в частные руки. Кроме того, государство должно активно регулировать и экономику в целом. Если в Великобритании и Германии примерно двое из каждых трёх респондентов выступают за увеличение роли частного бизнеса и лишь около четверти считают желательным расширение государственного сектора, то в России наоборот, три четверти граждан хотели бы усиления государственной экономики.

Своего рода идеал для россиян – экономическая модель НЭПа: «командные высоты» в виде крупнейших системообразующих предприятий, энергетики, транспорта, системы здравоохранения и высшего образования должны быть в руках государства, тогда как лёгкая и пищевая промышленность, сервис, торговля, отдельные учреждения образования и культуры сельское хозяйство лучше передоверить частной инициативе. Однако государственная монополия на информацию при этом отвергается: ту точку зрения, что государству должны принадлежать также газеты и телевидение, поддерживают не более трети российских граждан.

+++

Одна из самых характерных черт российского менталитета – сочетание, даже переплетение интенсивных модернизационных устремлений с традиционализмом. Российское общество прямо-таки одержимо научно-техническим прогрессом, но при этом очень привержено традициям. К примеру, в России уровень положительных эмоциональных реакций на слово «традиция» зафиксирован на уровне 97%, а в Германии – 72%

+++

В славянских странах – России и Польше подавляющее большинство опрошенных (89% россиян и 94% поляков) высказались за то, что родителей следует уважать и любить всегда, безотносительно к каким-либо обстоятельствам. В постхристианской, но исторически связанной преимущественно с католическими традициями Франции такую точку зрения поддержали только 74%. В Германии же отношение к родителям оказалось ещё более прагматичным и зависящим от ситуации: всегда любить родителей считают своим долгом 54% немцев, любить в зависимости от оценки их заслуг – 45%.

+++

Россия – единственное из ведущих государств Европы, в котором первое место среди 10 важнейших личностных качеств, которые родители хотели бы видеть в своих детях, устойчиво отводится такой традиционалистской ценности, как трудолюбие. Это качество включили в число наиболее желательных 91% россиян. Для сравнения: в славящейся добросовестным отношением к труду Германии такое же мнение высказали только четверть опрошенных, в Великобритании – несколько более трети (38%), а в Швеции… всего 4%(!).Что-то приближающееся к российскому взгляду на ценность трудолюбия можно найти, пожалуй, в США, где это качество хотели бы видеть в своих детях 60% опрошенных.

+++

Россия демонстрирует миру собственную модель пути в современность, которую можно назвать традиционалистской модернизацией. При этом российский традиционализм имеет сложный состав, в котором народные обычаи сочетаются, с одной стороны, с реминисценциями времён Российской империи, а с другой – с элементами советского прошлого.

+++

Ещё в Блоге Толкователя о том, как устроена Россия:

Средний класс России выбирает социальный консерватизм

Лишь 30-40% среднего класса России выбирают прозападный путь развития России (среди остального населения – 20-30%). В целом же его идеологическая установка – это мягкий социальный консерватизм и готовность соблюдать законы, если это также будет делать власть.

***

Хотят Брежнева, колбасы, пива и чтобы не трогали

Брежнев как идеальный правитель; разрушение СССР как главная психотравма; колбаса как главный символ потребления; политика – чужое дело; религия вне поля интересов. Таковы основные установки поколения 40-летних. А это значит, что нынешняя модель власти и общества в России никуда не денется и в 2020-е.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *