Что такое Россия: за Европу, русских, Сталина и Путина

02.06.2016

В 2013 году лаборатория этнической социологии и психологии факультета социологии СПбГ провела исследование, что значит Россия для петербуржцев. 54% мужчин ответили, что «Россия — для русских» (среди них 2/3 приверженцев Сталина), власть, за исключением президента, вызывает негативные эмоции у всех респондентов. Евразийство непопулярно, а православие — удел возрастных женщин. Россия воспринимается не как государство, а как место рождения.

Результаты этого исследования были опубликованы в журнале «Социологическая наука и социальная практика», №4, 2014 («Россия в русском самосознании», автор исследования — доктор социологических наук Зинаида Сикевич). Можно выделить основные тезисы работы.

1)Лишь 57,2% участников опроса понимают специфику российской государственности («Россия – это Родина всех народов, которые живут на её территории»). Примерно равное число опрошенных петербуржцев полагает, что «Россия – это Родина исключительно русских людей», в одном случае всех, «независимо от места проживания», в другом, – «её граждан русской национальности» (соответственно 18,3% и 17,9%).

2)Женщины оказались значительно толерантнее, чем мужчины, к представителям иных народов РФ: 46,8% мужчин при суммировании двух этноцентричных ответов «отдают» Россию исключительно русским (женщины – 25,9%). С возрастом толерантность повышается: так, если в возрастной группе 30–39 лет Россию считает русским государством 57,1% респондентов, то среди наиболее пожилых участников опроса (старше 60 лет) к этому мнению склоняется только 23,8%.

Такую же половозрастную зависимость подтверждают и ответы на сходный, но более остро сформулированный вопрос: «Поддерживаете ли вы лозунг: «Россия – для русских»? Если среди мужчин более половины (54,2%) относятся к числу сторонников «России – для русских», то среди женщин этноцентристов почти на 20% меньше (35,2%).

Дополнительный анализ показывает, что почти на две трети группа «национально» ориентированных молодых мужчин одновременно является приверженцами Сталина.
3)Как видно из данных таблицы, две первых строчки занимают взаимоисключающие лозунги – ориентация на статус великой державы и «нормального» государства.


Обращает внимание слабая востребованность как коммунистической, так и евразийской идей, хотя вторая пользуется немалой популярностью в кругах политической элиты, но, как мы видим, рядовым гражданам она представляется надуманной.

4)Мужчин чаще, чем женщин, привлекает идея «великой державы (соответственно 47,2% и 37,3%). Женщины, как и ожидалось, больше ориентированы на духовность – 25,4%, (мужчины – 12,2%), но особенно на влияние православных ценностей и морали – 24,6% и 9,1% соответственно.

По возрастному показателю прослеживается та же тенденция, что и в других случаях, хотя и не столь сильно выраженная. «За» великую державу высказалось 51,8% представителей возрастной группы 30–39 лет и 37,4% людей пенсионного возраста. «За» коммунистическую идею – тенденция обратная (соответственно 8,9% и 20,6%). Обращает на себя внимание последний факт – лишнее свидетельство того, что некритичное отношение части молодёжи к Сталину обусловлено не его приверженностью «делу Ленина», а просто положительным восприятием лидера страны, укрепившего престиж государства.

5)Какие ассоциации вызывает слово «Россия»? Россия – «бескрайняя», «огромная» страна, она ассоциируется с «ширью», «землёй», «родными просторами» и «русским полем». Леса в символическом восприятии («рощи», «тайга», и т. п. в совокупности составили около 4% символов) существенно преобладают над степью или равниной (менее 1% символов). Животный мир представлен традиционным «медведем» (около 3% ответов) и «журавлями».

6)Политические деятели Россию символизируют слабо: их назвали всего семь человек (Пётр I, Рюрик, Александр Невский, князь Игорь и Иван Грозный). Этот факт косвенно свидетельствует о превалирующем восприятии России не как государства, а как места рождения.

15 лет назад в отличие от 2013 года более подробно была представлена рубрика «персоналии», причём часто вспоминались как советские вожди (В.Ленин, И.Сталин, Н.Хрущёв, Л.Брежнев и др.), так и советские диссиденты (А. Сахаров, Д. Лихачёв, А.Солженицын), которая составила 17,3% ответов. Не менее частотным был и ряд современных на тот момент политических деятелей, где наряду с М.Горбачёвым и Б.Ельциным нередко упоминались многочисленные политические кумиры тех лет (в частности, ещё не забытый А.Собчак, Г.Старовойтова, Г.Явлинский и др.), что в совокупности дало 15,1% ответов. Иными словами, время было персонифицировано.
По-иному обстоит дело в последнем по времени исследовании. Всего 3% респондентов вспомнили советских политических деятелей (чаще других И.Сталина), литературного героя – олицетворение качеств советского человека – Павку Корчагина, поэтов В.Маяковского и В.Цоя.

Совсем бедно выглядят персоналии нашего времени, упомянутые всего лишь 7 респондентами (5 человек включили в свой ассоциативный ряд В.Путина, по 1 чел. – Б.Ельцина и Д.Медведева).

7)Участники исследования в своём восприятии и оценке России разделяют российскую власть, российскую государственность как институт и Россию как Родину. Власть, за исключением президента, вызывает преимущественно негативные эмоции у всех респондентов, независимо от половозрастных и социальных характеристик.
Россия как Родина вызывает почти исключительно положительные чувства, причём ни временная, ни половозрастная обусловленность не прослеживается.

8)Консолидированное представление о предпочтительной идеологии отсутствует. Конкурируют, с одной стороны, имперская, великодержавная идея и либеральная, европейская идея – с другой. Младшие возрастные группы и мужчины в чуть большей степени склоняются ко второму варианту. Евразийская идея не пользуется популярностью, православную идею разделяют почти исключительно женщины.

+++

Ещё в Блоге Толкователя о том, как устроена Россия:

Питание как маркер социального неравенства

Главным признаком благополучия россиянина выступает потребление им вина и говядины, а также – сервировка стола. Молодое поколение перестаёт есть каши. Недостаток еды испытывают 15% многодетных семей, они же – лидеры по потреблению нездоровой пищи. Социологи показывают, как устроено продуктовое потребление россиян.

***

Российский социум как «другая Европа»

Россия демонстрирует миру собственную модель пути в современность, которую можно назвать традиционалистской модернизацией. Большинство россиян хотят видеть своих детей интеллигентами, 84% выступают за национализацию недр, 91% главной добродетелью видят труд, 72% недовольны тем, как работает демократия, а работа для них важнее зарплаты.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — blog.tolkovatel@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *