Компьютер по имени Зверь: конспирология у баптистов и православных

15.06.2016

Образование ЕС, МВФ, гуманитарных организаций – это предтеча скорого появления Антихриста. Его инструментом является брюссельский компьютер «Зверь», который посредством штрих-кодов и чипов готовит мировой социализм, основу Антихриста. Эта история была придумана в 1975-81 годах американскими пасторами, и оттуда через русского эмигранта Ваулина и афонских старцев принесена в РПЦ.

Об этой истории рассказывает академик, сотрудник Института русской культуры Александр Панченко (статья «Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах», журнал «Антропологический форум», №27, 2015).

Вера в заговоры имеет первостепенное значение для милленаризма конца XX — начала XXI века. Это неудивительно — милленаристские идеи всегда предрасполагали своих адептов к вере в заговоры. Подобное мировоззрение может быть названо манихейским, в том смысле, что воспринимает все окружающее в терминах борьбы между светом и тьмой, добром и злом и утверждает, что этот дуализм сохранится до конца истории, когда зло будет побеждено окончательно и полностью. Интересно посмотреть, как распространялась конспирологическая теория о компьютере Зверь, о том, что в этой сфере нет эсхатологических различий между американскими баптистами и российскими православными.

В 1970-е массовая религиозная культура США переживает волну эсхатологических страхов и ожиданий, связанных с идеологией «ультра-консервативных» или «новых правых» христиан (New Christian Right). В целом оно указывает на «новых протестантов» — евангелических христиан, ориентированных на фундаменталистское, т.е. буквальное, прочтение Библии и придерживающихся крайне консервативных взглядов на политику и общество. К этому движению религиозных консерваторов принадлежит значительная часть баптистских и пятидесятнических церквей, а также многочисленные «внеденоминационные» группы. Помимо социального консерватизма и антилиберальных настроений, большинство новых правых христиан отличаются ярко выраженными эсхатологическими ожиданиями.

Апокалиптические страхи и ожидания 1970-х распространялись не только посредством теологических трактатов или проповеднических текстов. Широкой популярностью стали пользоваться книги христианских пророков, где рассказывалось об ожиданиях или визионерских опытах, связанных с приближением конца света; появился особый жанр массовой литературы — «эсхатологический роман», действие которого происходит в «последние времена», а также соответствующая кинематографическая продукция.

В культуре христиан-евангеликов проблемы апокалиптического будущего дискутируются гораздо более подробно и тщательно по сравнению с русским православием, уделяющим сравнительно мало внимания интерпретации Священного Писания. Попытки систематизировать все эсхатологические пророчества, содержащиеся в тексте Нового Завета, привели новых протестантов к формированию нескольких доктрин, по-разному изображающих историю человечества перед концом света и Страшным судом

Разногласия преимущественно касаются последовательности событий, связанных с «тысячелетним царством» праведников, «временем великой скорби», о котором Христос рассказывал ученикам на горе Елеонской, а также «восхищением» праведных на небо. Так, согласно довольно популярной в среде новых протестантов концепции, сначала Христос вернётся на землю, чтобы забрать истинную церковь на небо, затем начнётся «время скорби», а по его окончании — тысячелетнее царство, за которым последует Страшный суд.

Попытки увидеть признаки наступления этих событий в культуре новых правых христиан второй половины XX века не обходились без оглядки на текущие политические события. Особое внимание здесь уделялось созданию государства Израиль в 1948 году. Детали роли, отведенной евреям в «последние времена», также могут быть предметом дискуссии между разными направлениями христиан-фундаменталистов, но все они согласны в том, что «Израиль собирается для обращения и спасения».

Что касается Антихриста, его союзников, провозвестников, обстоятельств появления и образа действий, то здесь поле для фантазий и интерпретаций оказалось довольно широким. В качестве одного из «традиционных» для протестантизма вообще (и американского протестантизма в частности) врагов рассматривалась католическая церковь. Второй Ватиканский собор 1962-1965 лишь подогрел эти старинные страхи. Более того, опасения, связанные с европейским католицизмом, переносились в среде американских евангеликов на Западную Европу в целом, и поэтому объединительное движение, начавшееся с Римского договора 1957 года и закончившееся в 1992 году созданием Европейского союза, воспринималось многими в той же самой апокалиптической перспективе, в том числе и как своего рода приготовление к приходу Антихриста.

Союз европейских стран могли считать возрождающейся Римской империей и даже десятирогим зверем из 13 главы Апокалипсиса (а также сна пророка Даниила): об этом, например, зашла речь, когда в 1979 году Греция стала десятым участником ЕС.

Эсхатологические ожидания христианских фундаменталистов в Америке вообще связывались с международными политическими организациями, претендующими на глобальные полномочия: с такими же опасениями и неприязнью многие из них относились к ООН и подобным организациям. Этот антиглобализм был одним из главных мотивов американских эсхатологических нарративов того времени. Американские апокалиптики 1970-х не ожидали от Европейского союза ничего хорошего и наблюдали за деятельностью этой — тогда ещё экономической — организации с большой тревогой.

В эти же годы в среде ультраконсервативных христиан остаётся популярной технофобия, связанная с телевидением как инструментом в руках демонических сил и главным орудием антихриста. Более того, опасения, связанные с телевидением, теперь дополняются особым страхом перед ещё одной технологической и информационной инновацией — компьютерами. Основой соответствующих фобий была идея о тотальном подчинении человечества и манипулировании людьми со стороны скрытых и таинственных сил, опосредованных всемогущими и повсюду проникающими техническими устройствами.

В 1970-80-е подобный образ «общества слежки», если воспользоваться термином канадского социолога Дэвида Лайона, прямо корреспондировал с темой романа-антиутопии Оруэлла «1984». Этот литературный текст, имевший сугубо светский характер, прочитывался многими христианскими консерваторами в духе их собственных апокалиптических пророчеств и воспринимался в качестве ещё одного из знаков наступления «последних времён».

Дело здесь не только в тоталитаризме, но и в глобальных процессах, сопутствующих модернизации, урбанизации и формированию общества потребления: именно эти факторы способствуют росту коллективных страхов, связанных с утратой идентичности, анонимностью, потерей контроля над собственным телом и выражающихся в мотивах и образах «антиутопического воображения».

Тревожные ожидания такого рода и обусловили появление сюжета о брюссельском «компьютере по имени Зверь». История о зловещем компьютере была придумана и обнародована в 1975 году кем-то из пасторов Юго-Восточной Радио-Церкви — внеденоминационной евангелической радиопрограммы, основанной в Оклахоме. Наиболее вероятными авторами рассматриваемого сюжета следует считать Дэвида Веббера (1931–2004) и Ноя Хатчингса (род. 1922), написавших в 1970-1980-е несколько книг о грядущей апокалиптической роли компьютерных технологий.

Так или иначе, в 1975 году Юго-Восточная Радио-Церковь сообщила, что в Брюсселе находится суперкомпьютер, известный как «Зверь», который вскоре «соединит банки по всему миру и постепенно приведёт к социалистическому выравниванию экономики, а также созданию новой денежной системы к 1980-м. В том же году автор книги «Возвратится ли Христос к 1988 году? 101 доказательство» Колин Дил сообщил своим читателям, что лидерам Общего Рынка во время «кризисной встречи» в Брюсселе показали «Зверь» — гигантский компьютер, занимающий три этажа в административном здании штаб-квартиры Общего Рынка». Предполагалось, что этот компьютер будет в состоянии присвоить каждому человеку на земле индивидуальный номер, который будет наноситься на кожу при помощи лазерного луча.

Татуировки, которые можно распознать лишь при помощи инфракрасных сканеров, заменят кредитные карточки и будут представлять собой три группы из шести цифр.

Очевидно, что здесь содержался прозрачный намёк, с одной стороны, на апокалиптическое число зверя, а с другой — на штриховое кодирование, которое в это время стало распространяться в США, а чуть позже и в Европе (первым товаром со штрих-кодом была упаковка жевательной резинки Juicy Fruit, проданная 26 июня 1974 года в штате Огайо). Всё вместе отсылало к одному из самых популярных текстов христианской эсхатологии — 13 главе Откровения Иоанна Богослова.

Вскоре история о компьютере по имени Зверь получила широкое распространение без ссылок на конкретных христианских авторов, и в устойчивой вирусной форме. Её стали переводить и на другие языки.

История о компьютере по имени Зверь, штрих-кодах и электронных карточках прорвалась и к русской аудитории. Во всех случаях непосредственным источником для соответствующих переводов служила книга евангелистской проповедницы и основательницы «Лиги молитвы» Мэри Стюарт Рэлф (1916–2011) «Когда ваши деньги теряют смысл, система 666 в действии», вышедшая в 1981 году в Алабаме. Утверждая, что число 666 постепенно проникает во все сферы повседневной жизни американцев (его удавалось отыскать даже на маркировке напольной плитки и ярлыках мужских сорочек), Рэлф уделяла особое внимание развитию международных платёжных систем и распространению пластиковых дебетовых карточек, которые, по её мнению, должны были стать главным инструментом экономического подчинения человечества.

В книге Рэлф история о брюссельском компьютере и докторе Элдемане повторялась несколько раз, более того, там говорилось, что на смену «малому зверю» в Брюсселе скоро придет другой суперкомпьютер, который находится в Люксембурге. Среди других признаков грядущего царства антихриста алабамская проповедница называла появление различных международных организаций: Мирового банка, Всемирной организации здравоохранения, Международного валютного фонда и т.п.

Значительное место в книге отводилось и грядущей эсхатологической роли СССР, который по-прежнему ассоциировался с Гогом и Магогом. В качестве одного из доказательств, что именно Россия — конное войско из пророчества Иезекииля, которое придет «в последние годы <…>на горы Израилевы», в книге фигурировала почтовая марка «10 лет первой конной» (номинал 14 коп.), выпущенная в СССР в 1930 году. На ней были изображены всадники с красным знаменем и карта Северного Причерноморья с отмеченным на ней боевым путем кавалерийской армии. По мнению Рэлф, эта марка «пророчески напоминала» о грядущем вторжении русских в Израиль.

Всё это, однако, не смутило одного из первых русских переводчиков истории о компьютере по имени Зверь — профессора русистики в Университете Южной Алабамы Павла Ваулина (1918–2007). Ваулин был эмигрантом из СССР, попавшим в плен во время советско-финской войны, перебравшимся в Швецию, а затем в Америку и примкнувшим здесь к радикальному религиозно-националистическому крылу русской диаспоры. Сообщая о жизни Ваулина в русской колонии в Ричмонде, штат Мэн, автор биографического словаря русской эмиграции пишет: «Здесь собственными руками построил каменный дом, не без учёта возможной ядерной войны.

В том же 1981 оду. Ваулин перевел несколько вступительных фрагментов из книги Рэлф (среди них — историю о брюссельском компьютере) и опубликовал их под заголовком «Наступление зверя» в издаваемом им русскоязычном журнале «Нива».

К массовому распространению этой «компьютерной эсхатологии» в постсоветской России были причастны афонские монахи, в частности схимонах Паисий Эзнепидис (1924–1994), известный также как старец Паисий Святогорец. Книги Мэри Рэлф были переведены афонцами на греческий язык и пользовались здесь большой популярностью. В 1987 году Паисий написал брошюру «Знамения времен, 666».

В начале 1990-х наблюдается взрывообразное распространение русских текстов о докторе Элдемане и компьютере в Брюсселе. Впоследствии именно эта версия и её позднейшие варианты войдут в «конспирологический канон» радикального православного движения против штрих-кодов, ИНН и электронных карт. Более того, именно она (наряду с некоторыми другими текстами преимущественно западного происхождения), послужила фундаментом этого движения, оказавшего довольно заметное влияние на идеологические и теологические установки в РПЦ МП, которой неоднократно приходилось обсуждать «проблему» ИНН, СНИЛС, а также паспортов с электронными чипами на самом высоком уровне.

Так американская баптистская эсхатология завоевала сердца русских православных.

+++

Ещё в Блоге Толкователя об общности американских и российских эсхатологий:

Антигейская кампания в России придумана в США

В мире множится число исследований причин гомосексуальности. Так, Управление национальной статистики Англии говорит, что в этой стране геев и бисексуалов всего 1-2,4% в зависимости от местности проживания, а не 5-7%, как считалось раньше. В США больше всего геев среди негров (4,6% против 3,2% у белых). А в России наступление на права геев финансировалось и инспирировалось протестантами из США через их контакты с РПЦ.

***

Мифология русских скопцов: «белые голуби» Пётр III, Наполеон и Александр I

Среди всех неохристианских течений Россий скопцы придумали самую необычную мифологию. В их представлении царь Пётр III был тайным скопцом, ушедшим в мiр под именем Кондратия Селиванова. А императрица Елизавета ушла в мiр под именем Акулины Ивановны (фотогалерея скопцов).

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — blog.tolkovatel@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *