Англосаксонские приспособления для борьбы с детскими девиациями

22.06.2016

С XIX века и по наши дни врачи и простые изобретатели из США продолжают придумывать приспособления для борьбы с девиациями детей и людей с психическими отклонениями: сосание пальца, ковыряние в носу и онанизм.

Воспитание в пуританском, правохристианском обществе (а также — в аристократическом) предполагает телесную дисциплину и оформление телесного габитуса в соответствии с актуальными стандартами нормальности, предотвращение «уродств». И оно может воплощаться в таких безличных установлениях и техниках, которые подобны ортопедическим средствам.

Тело в этой традиции, живущей до сих пор, само по себе требует дисциплины, тем более что оно не вполне контролируется сознанием и может вести себя некрасиво: переедать, толстеть, искривляться. У  тела есть вредные привычки и дурные наклонности, сдерживание которых— одна из целей воспитания. Так, маленькие дети, а также умственно-неполноценные индивиды предаются сосанию пальцев, ковырянию в  носу и  другим формам аутоэротической и  аутоагрессивной стимуляции.

Даже современные исследования видят в этих телесных практиках детей психические факторы. К примеру, антрополог Эшли Монтегю полагает, что недостаток тактильного контакта с матерью в раннем возрасте может приводить к возникновению форм поведения, которые представляют собой его замену: у человека в виде разного рода манипуляций собственным телом, мастурбации, сосания пальцев ног или рук, большого пальца, дерганья себя за уши, нос, волосы, ковыряния в  носу. Он отмечает, что, у тех народов, где мать носит младенцев постоянно на себе и дают им грудь по первому требованию, сосание пальца практически отсутствует.

В  европейской цивилизации последних двух веков довольно многочисленны артефакты, специально выдуманные для борьбы с вредными привычками и отучения от них. Ниже — только небольшой их обзор. Материалом для нас окажутся тексты преимущественно американских патентов.

Здесь мы видим замки и цепочки, надеваемые на палец, футляры для одного или нескольких пальцев, иногда отпугивающей конфигурации или с неприятной на ощупь поверхностью, смирительные рубашки с  зашитыми рукавами, не  позволяющими пользоваться пальцами ни  для сосания, ни  для чего  бы то  ни  было ещё, и  вообще разнообразные приспособления, которые ограничивают подвижность части тела. Это могут быть предметы одежды или же вспомогательные устройства, надеваемые на предплечье или кисть руки и не позволяющие поднести руку ко рту. Подобные ограничительные средства, кстати говоря, нередко используются для того, чтобы предотвратить нежелательное (агрессивное и  аутоагрессивное) поведение домашних животных.

На  сосание пальцев как на психологическую девиацию одним из первых обратил внимание венгерский педиатр Самуэль Линднер, который изучал сосание как форму поведения, отдельную от  питания; он не  считал её патологической, но предположил, что у  детей сосание имеет отношение к  эротическому удовлетворению. Он усматривал пагубные последствия этой привычки. Матери и няньки довольны детьми, которые сосут палец, потому что их не надо качать на коленях и петь им песни, чтобы они заснули: они сами собой занимаются. Однако у таких детей сморщивается кожа на пальце, ногти размягчаются, ухудшается интеллект, они склонны к  сколиозу, неправильно формируется прикус и, что самое опасное, они от сосания пальца переходят к мастурбации.

В  статье от 1996 года педиатр Линднер приводит рисунок одного из  наблюдавшихся им детей: шестилетняя дочь бухгалтера, которая сосет палец ради удовольствия и  помогает себе другой рукой, держа её на  половых органах. Хотя из  69 наблюдавшихся детей только четверо трогали гениталии, Линднер сделал вывод, что сосание пальца следует поместить среди причин мастурбации; об остальных детях он предположил, что, возможно, недостаточно прилежно их наблюдал.

В  истории осмысления сексуальности в европейской мысли большую роль сыграли два сочинения: многократно публиковавшийся анонимный трактат «Онания» (впервые появившийся в 1716  году) и не менее знаменитый труд известного швейцарского невролога Самюэля-Огюста Тиссо «Онанизм. Диссертация о  болезнях, порождаемых мастурбацией» (1760  год).

Анонимный автор «Онании» не считает греховными и вредными непроизвольные семяизвержения, за которыми не  стоит осознанного намерения. Равным образом и  Тиссо, опираясь на  гуморальную теорию и  представления о  физиологических потребностях тела, полагает поллюции естественными и потому не  опасными; собственно, античные медики считали, что как раз длительное отсутствие семяизвержения может наносить вред. Это стоит иметь в виду, ибо через сто лет после Тиссо возобладает иное мнение.

Врачи викторианской Англии рекомендовали мужчинам пользоваться услугами проституток, что считалось менее пагубным, нежели предаваться «уединённому пороку». Плачевные последствия мастурбации демонстрировали на  выставках в  анатомических музеях, где заодно рекламировались средства вроде «Electric Life Invigorator», прибора в специальном ящике из красного дерева c набором электродов и батареей для лечения всего и вся, от «нервов» до облысения, а также пульвермахеровские пояса, употреблявшиеся для лечения электричеством обширного круга болезней, в том числе нервного истощения и импотенции.

Для  борьбы с  мастурбацией использовался обширный арсенал методов, от дисциплинарных до хирургических, начиная от особого надзора в спальнях учебных заведений для мальчиков, привязывания рук к  кровати и использования брюк без карманов до  различных приспособлений, не позволявших прикасаться к половым органам, не говоря уже о радикальных хирургических мерах: кастрации, так называемой инфибуляции (искусственного фимоза посредством зашивания крайней плоти), а  также вшивания в  крайнюю плоть проволочных колец, вызывающих боль при эрекции.

Хирургические методы применялись прежде всего к умственно-неполноценным индивидам, у которых усматривали повышенную склонность к  мастурбации. Впрочем, один хирургический метод затрагивал и широкие круги населения: так, в США с 1930-х годов и до сих пор более половины новорожденных мальчиков подвергаются обрезанию, причину чему следует искать в том, что в XIX веке крайняя плоть стала восприниматься как угроза здоровью мужчины, причём анатомическое и физиологическое её значение ставилось под вопрос.

Поздние примеры из этого ряда встраиваются в  долгую традицию. Так, мужчинам предлагается спать, надев на себя состоящее из ремней устройство для предотвращения непроизвольных ночных излияний: в случае эрекции оно сдавливает половые органы, причиняя дискомфорт, чтобы разбудить спящего и дать ему возможность принять меры. К тому моменту было запатентовано целое семейство таких устройств, которые будят спящего мужчину, впиваясь в пенис зубцами или лепестками.

Изобретателю из Филадельфии был выдан патент на  устройство, представляющее собой футляр для пениса, также надеваемый на ремнях. Тот, кому такое устройство надето, не  сможет снять его самостоятельно, и  таким образом будет лишен какой  бы то  ни  было возможности мастурбировать. В этом и состоит цель приспособления, которое, как отмечает автор, можно использовать и для душевнобольных.

Один из  авторов так описывает свое творение: «Цель моего изобретения — предотвратить непроизвольное семяизвержение и тем самым помочь излечению болезней, с  ним связанных. Изобретение состоит в  управляющем элементе электрической цепи, устроенном таким образом, что движение мужского органа замыкает цепь и  производит эффект, призванный разбудить пользователя. Предпочтительная реализация заключается в  нанесении пользователю удара током, но  цепь может быть использована и иначе, например, для подачи звукового сигнала посредством звонка или вибратора».

Когда в  игру вступают электромоторы, возникают самые фантастические варианты устройств. Например, ещё одно приспособление в случае эрекции автоматически включало вентилятор и через специальную трубку обдавало мужской орган холодным воздухом.
Социальное приручение телесных побуждений не довольствуется механическим ограничением; чем более совершенно устройство, тем в большей степени оно воплощает собой эквивалент надзора, проникающего в интимную механику тела и прибегающего к контролю при помощи принудительной рефлексии, выстраивая цепи обратной связи. Если стыда и страха недостаточно для управления самовольным телом, ортопедия ушедшей эпохи оперирует болью.

Современный взгляд на манипуляции детей с телом всё же идёт в сторону эмансипации. К примеру, объяснение сосания частей тела сейчас примерно таково:

Соска, одеяло, угол которого сосет младенец, плюшевый мишка — все они относятся к  разряду «переходных объектов», переходных от ситуации, в которой мать всегда удовлетворяет желания (и тогда в  глазах ребенка его желание магическим образом порождает объект желания) к ситуации, когда ребёнок чувствует, что он не контролирует окружающий мир и его свойства (и тогда объекты желаний ему не подчиняются). Переходные объекты выступают вместо тех желанных качеств отношения с матерью, которые теперь оказываются неподконтрольны; объектами можно манипулировать и использовать их для фантазии и удовольствия.

А арсенал изобретений для борьбы с мастурбацией остаётся актуален только там, где корректируется поведение больных с поражениями нервной системы, и там, где для нормальных тел, уже пересобранных с участием механизмов власти, подобный контроль при помощи артефактов оказывается частью эротической игры.

(Цитаты: Илья Утехин, «Изобретения от вредных привычек: из технологической истории сексуальности», журнал «Социология власти», №1, 2015)

+++

Ещё в Блоге Толкователя о медицине прошлого:

Как на Западе лечили психику женщин с помощью обрезания клитора

На Западе слово «женское обрезание», или «клитородэктомия», ассоциируется с некоторыми отсталыми регионами Африки. Однако у западных медиков также богатый опыт в этой области. В XIX веке удаление клитора считалась нормальным хирургическим вмешательством, которое было способно привести к исцелению многих женских заболеваний.

***
Оппозиционность – это психическая болезнь

Американские психиатры давно включили активные протесты против власти в перечень девиантных проявлений. Низкую протестность в США (в отличие от Европы) они объясняют как раз тем, что оппозиционеров фиксируют ещё в детстве и начинают лечить в дурдоме. Всего же склонность к борьбе против власти имеют 3-5% людей.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — blog.tolkovatel@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *