Почему Александр III запретил картину «Иван Грозный убивает своего сына»

03.08.2016

картина-1

В эпоху либерализации Александра II в России было создано Товарищество передвижников. Но с приходом к власти Александра III «заморозка» коснулась и художников. В 1885 году сначала Победоносцев, а затем и царь запретили к показу «полную отвращения» картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Этот конфликт стал поводом к введению цензуры для всех картин в России.

Товарищество передвижных художественных выставок было создано в 1873 году. Оно вобрало в себя десятки художников, которые впервые в истории страны стали рисовать свободно, вне стен Академии художеств. Но такая вольница продолжалась недолго.

На 13-й выставке Товарищества в 1885 году самым эффектным экспонатом стала картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». Предвидя нежелательные для Товарищества последствия, которыми было чревато экспонирование этой картины, И.Крамской накануне официального открытия выставки отправил письмо издателю «Нового времени» Алексею Суворину, в котором описал своё впечатление от репинского холста: «Вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик. Эта картина возвышает».

Крамской постарался акцентировать именно художественное впечатление, вынося за скобки физиологичность репинского высказывания. Суворин откликнулся на «Ивана Грозного» двумя статьями, в которых указывал на высокое мастерство художника в выражении сложной психологической коллизии и утверждал, что картина является свидетельством успеха русской школы живописи и имеет музейное значение.

Но даже поддержка «Нового времени» не смогла предотвратить конфликт. За день до запланированного посещения выставки Александром III на позицию императора повлиял обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, писавший ему: «Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на передвижной выставке картина, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на неё без отвращения. Слышно, что Ваше величество намерены посетить выставку на днях, и конечно сами увидите эту картину. Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения идеалов. Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта картина просто отвратительна».

Интерпретация Победоносцева, учителя и духовного наставника Александра III, оказалась в приоритете: окончательное решение о выставочной судьбе полотна было принято императором вообще заочно, т.е. до его непосредственного знакомства с произведением. Накануне его приезда на выставку гофмаршал Зиновьев ещё раз предупредил императора об «ужасной картине»: «Ваше величество, это невозможная картина, её нельзя позволять выставлять. Это отвратительно! Это ужас что такое! И Третьяков её уже купил, а галерея его всегда открыта для публики».

картина-4

(Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Стоят: (слева направо) — А.Беггров, Н.Дубовской, И.Шишкин, В.Максимов, П.Брюллов, Л.Позен, Н.Ярошенко, К.Савицкий, Н.Неврев, В.Маковский, И.Репин, Г.Мясоедов; сидят (слева направо) — А.Киселёв, Е.Волков, А.Куинджи, А.Васнецов, Н.Кузнецов, К.Лемох, М.Клодт, И.Прянишников, Н.Бодаревский. 1888 год)

И.Крамской, свидетель этого разговора при дворе, так передаёт ответ Александра III: «Государь, смотря вниз, как бы неохотно, медленно произнёс: «Я не желал бы, чтобы эта картина была отправлена в провинцию»».

Через полтора часа император прибыл на выставку и внимательно обошёл экспозицию. По воспоминаниям Крамского, «перед картиной Репина государь ничего не говорил, был очень грустен и тронут».

Оценив эту реакцию Александра III, Крамской написал ещё одно письмо. На этот раз — министру Императорского двора И.Воронцову-Дашкову. В надежде переменить судьбу картины художник изложил собственную интерпретацию сюжета и подчеркнул, что государь выразил свою высочайшую волю после того, как о картине Репина высказался гофмаршал Зиновьев. Однако письмо Крамского не возымело действия. 4 марта 1885 года президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович, ссылаясь на высочайшую волю брата, распорядился по окончании петербургской выставки «нигде более, и ни под каким предлогом» не выставлять и не распространять картину Репина каким бы то ни было. Специальное предписание московского обер-полицмейстера запрещало купцу Третьякову выставлять картину «в помещениях, доступных публике».

Правительство же сделало вывод о необходимости цензуры художественных выставок. Великий князь Владимир Александрович — уже от своего лица, ссылаясь на «неоднократно повторявшиеся случаи появления на частных выставках художественных произведений тенденциозных, или с явным намерением представлять в неблагоприятном свете правительственный строй или отдельных высокопоставленных лиц», предложил ввести предварительную цензуру выставок с возложением обязанностей по её осуществлению на местное начальство, за исключением экспозиций, размещаемых в стенах Академии художеств и от её имени, — в этом случае цензура должна была возлагаться на академическое руководство

Кроме того, реагируя на попытки Крамского и Суворина защитить репинскую картину ссылками на её художественное значение, конференц-секретарь Академии художеств Петр Исеев писал градоначальнику Петербурга: «При разрешении вопроса о том, может ли быть выставлено то или другое художественное произведение для публики, должно быть принимаемо во внимание только содержание, и если по своему содержанию оно неудобно для публичной выставки, то оно должно быть безусловно запрещено, несмотря ни на какие художественные достоинства».

картина-2

Десятки картин после этого были подвергнуты цензуре. Вот только один пример — судьба картины Николая Ге «Что есть истина?», показанной на выставке Товарищества в 1890 году. Полотно удачно прошло предварительную цензуру, но вызвало резкую критику Победоносцева, писавшего Александру III о «всеобщем негодовании», возникшим в петербургском обществе: «Люди всякого звания, возвращаясь с выставки, изумляются: как могло случиться, что правительство дозволило публично выставить картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство и притом несомненно тенденциозную. Художник именно имел в виду надругаться над тем образом Христа, который выше всего дорог сердцу христианина и составляет сущность христианской веры. Притом нельзя не подумать, что передвижная выставка после Петербурга обыкновенно развозится по городам внутри России. Можно представить, какое произведёт она впечатление в народе и какие — смею прибавить — нарекания на правительство, так как народ до сих пор ещё думает, что всё разрешаемое правительством им одобрено».

Александр III ответил резолюцией: «Картина отвратительная, напишите об этом директору Департамента полиции И. П. Дурново, я полагаю, что он может запретить возить её по России и снять теперь с выставки». Вскоре после этого картина была удалена из экспозиции, а её изображение — из иллюстрированного каталога выставки.

(Цитаты: Никита Балагуров, «Император на выставке: казус эпохи модерна», Вестник Пермского университета. История, №3, 2015)

+++

Ещё в Блоге Толкователя о цензуре:

Ленин запечатлён в образе Иосифа Славкина

С начала 1930-х портреты и скульптуры Ленина художники изготавливали с образа еврея Иосифа Славкина – внешне очень похожего на вождя революции. Первой возмутилась тем, что образ Ленина всё дальше от оригинала – Надежда Крупская. Затем запрет на Славкина утвердил Главлит. Но находчивые художники стали рисовать Ленина с гипсовой маски Славкина.

ленин-6

***

Паранойя КГБ: фантаст Ефремов – английский шпион или пришелец

В 1972 году после смерти известного фантаста Ивана Ефремова КГБ открыло дело – якобы писателя ещё в юности подменили англичане. Затем и вовсе КГБ стало подозревать Ефремова в том, что он инопланетянин.

ино-2

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — blog.tolkovatel@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *