Гуру американских неоконов Лео Штраус: «Жизнь есть безрадостный поиск радости»

29.12.2016

лео-1

У российского общества (видимо, даже у Путина) большие ожидания к Трампу. Попробуем понять, что же исповедует команда нового президента США. Во многом американский консерватизм зиждется на идеях философа Лео Штрауса. Его основная мысль — «просвещённая тирания» лучше либерализма и демократии, а идеал правления — «умные советники при тиране».

Ашкеназ Лео Штраус родился в Германии в 1899 году, успел повоевать в Первую мировую. Окончил философский факультет в Гамбургском университете. Своим учителем считал другого немецкого идеолога «цивилизованного тоталитаризма», философа Карла Шмитта. Успел уехать из Германии до прихода Гитлера (все его родственники, оставшиеся в Германии погибли в концлагере).

Заочный спор между Штраусом и Шмиттом касался критики либерализма, а также идей Гоббса. Согласно Гоббсу, государство имеет право требовать от индивидуума только условного повиновения, т. е. такого, которое не идет вразрез с безусловным правом индивидуума на жизнь, так как безопасность жизни — последнее основание государства. «Поэтому человек хотя и обязан безусловно повиноваться, но не ценой своей жизни; ведь смерть является самым большим злом. Гоббс не боится сделать отсюда вывод, фактически означающий отрицание за мужеством добродетельного характера», — писал Штраус. Этим понимание политического Гоббсом принципиально отличается от понимания политического Шмиттом, для которого политическое конституируется «реальной возможностью физического убийства людей людьми, а потому сущность политического объединения, по Шмитту, предполагает, что оно может требовать от тех, кто принадлежит к собственному народу, готовности к смерти».

Такой взгляд на отношения государства и его граждан развёл в начале 1930-х Штрауса и Шмитта по разные стороны: первый в итоге выбрал Америку как образец «лучшего государства», а второй начал конструировать основы нацистской Германии (хотя до конца Шмитт никогда не был нацистом и тем более фанатом Гитлера).

штраус-гл

Штраус искал основы идеального государства в античности. Но образцом там для него была не демократия, а «просвещённая тирания». Одна из самых известных его работ — разбор небольшого трактата в виде диалога сицилийского тирана Гиерона и поэта Симонида.

Поэт Симонид пришел к тирану Гиерону по собственной воле, и в процессе разговора подводит своего собеседника к тому, чтобы тот признал неэффективность тиранического правления и сам попросил совета, как ему улучшить власть без трансформации политического режима в какой-то иной. Идея Симонида — как сделать, чтобы тиран, несмотря на то, что он преследует личные интересы, привёл управляемый им город к общему благу, пусть и материальному по большей части. Тирания тем и отличается от царской власти, что последняя исходит из стремления к общему благу — т.е. выбирает добродетель вместо порока, в то время как первая исходит из стремления к удовольствию и избеганию страдания — т. е. выбирает удовольствие, оставаясь «порочным» режимом.

Штраус приходил к выводу, что, стремясь к собственному удовольствию, тиран всё же может реализовать в управляемом им обществе общее благо.

Лео Штраус в 1949-1967 годах возглавлял кафедру политической философии Чикагского университета, которая стала кузницей кадров для неоконсерваторов, ставших определять политику ещё при Рейгане, но в наибольшей мере — при Джордже Буше-мл. Учениками Штрауса стали Алан Блум, Пол Вулфовиц (при Буше-мл. занимал должность замминистра обороны, затем возглавлял Всемирный банк), Абрам Шульски (глава армейской разведки) и др. — ястребы из ястребов американской внешней политики. Также почти всех учеников Штрауса роднит то, что как и их учитель, они были евреями-ашкеназами. Дональд Трамп в этом отношении наследует Штраусу и его ученикам — его называют самым произраильским президентом со времени Рейгана.

Штраус не был ни либералом, ни демократом (в письме Карлу Левиту в 1946 году философ писал, что Платон и Аристотель остаются образцовыми мыслителями, давшими набросок совершенного политического устройства). Его философия строится на том, критически важном, с его точки зрения, основании, что власть имущие должны постоянно обманывать своих граждан, нуждающихся в руководстве и сильных правителях, которые говорили бы им, что для них хорошо. Главной идеей всей политической философии является дух моральной терпимости, который присутствует в интеллектуальной жизни Запада. Либеральная модель общества уходит в прошлое и, более того, деградирует. Поэтому Штраус полагал, что нужна совершенно новая элитная группа советников (республика Платона), которая должна убеждать политического лидера и массы в необходимости моральных оценок, в назывании добра добром, а зла злом, в необходимости бороться с тиранией. Фашизм, как и коммунизм, по Л. Штраусу, — это не просто абсолютное, а библейское зло.

штраус-2

Штраус говорит в одной из своих лекций конца 1940-х:

«Поскольку нет чистых удовольствий, то нет неизбежного противоречия между гражданским обществом в качестве могущественного Левиафана или принудительного общества, с одной стороны, и хорошей жизни, с другой: гедонизм становится утилитаризмом или политическим гедонизмом. Болезненное освобождение от боли достигает кульминации не столько в величайших удовольствиях, сколько в «обладании теми вещами, которые доставляют величайшие удовольствия». Жизнь есть безрадостный поиск радости».

+++

Ещё в Блоге Толкователя о философских концепциях:

Типы гражданских обществ. Что выберет Россия?

Социально-активная часть российского общества понимает необходимость построения гражданского общества. Однако какой его тип может прижиться в России? Всего существует три типа таких обществ – маккиаввеллистский, немецкий и англо-американский, и у каждого из них – свои подтипы.

го-гл

***

«Ловушка Вебера» для России: почему либерализм здесь всегда будет проигрывать архаике

Немецкий экономист Макс Вебер пессимистически оценивал шансы России на модернизацию. Причины её отсталости он видел в отсутствии Реформации в XVI-XVII веках, огромной массы архаизированного населения и всевластии бюрократии.

вебер-гл

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — blog.tolkovatel@mail.ru

Карта Сбербанка — 5469 3800 8261 5112

Редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *