Как не получить хорошую работу: иметь отличную успеваемость в вузе и быть женщиной

27.04.2017

карьера-гл

Студенты, учащиеся на бюджетных местах, имеют лучшую успеваемость, чем платники, но зарплату после вуза получают меньшую. Хотя девушки учатся значительно лучше, чем юноши, они зарабатывают после окончания вуза на 20% меньше; они в основном попадают на малооплачиваемую работу — в PR, СМИ и маркетинг. Таков анализ карьеры выпускников ВШЭ.

Исследователи опросили 815 выпускников, что составляет 29% всех выпускников 2014 года, не продолживших обучение в московском кампусе НИУ ВШЭ. О том, какие результаты были получены в ходе их опроса, описано в статье В.Рудакова, И.Чирикова, С.Рощина, Д.Дрожжина «Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе а стартовую заработную плату выпускников», журнал «Вопросы экономики», №3, 2017, стр. 77-102″. Мы приводим основные тезисы статьи.

+++

— Важным показателем качества выступает успеваемость обладателя диплома. Логично предположить, что студенты, которые получают более высокие оценки в процессе обучения, лучше усваивают образовательную программу. Вероятно, такие студенты лучше подготовлены к профессиональной деятельности и могут быть вознаграждены более высокой стартовой заработной платой и быстрым карьерным ростом.

Данные по крупной американской компании за 1960-е годы показали, что один дополнительный балл по шкале академической успеваемости увеличивает стартовую заработную плату выпускников на 4-6%. Анализ выборки выпускников американского университета за 1980-е годы привел к выводу о наличии 8-процентной зарплатной премии за каждый дополнительный балл. Панельное исследование выпускников в Германии (в 1994-2006 годах) показало наличие 14-процентной экономической отдачи от получения диплома с отличием по сравнению с обычным дипломом.

+++

— В ВШЭ выпускники, обучавшиеся на коммерческих местах, зарабатывают в среднем больше, чем выпускники-бюджетники, такая ситуация может быть связана с большим объемом социального капитала у семей студентов, обучающихся на платной основе. Однако при этом выпускники-бюджетники легче находят работу (их уровень занятости выше, чем у коммерческих студентов). Другими словами, студенты из семей с высокими доходами могут себе позволить более длительный поиск работы.

+++

Респонденты, обучавшиеся на бюджетных местах, имеют более высокую академическую успеваемость. Можно предположить, что они должны быть способнее остальных, что позволило бы им выдержать конкурс на поступление в НИУ ВШЭ, и эти способности должны приносить более высокую отдачу как в обучении, так и на рынке труда. Однако несмотря на более высокую академическую успеваемость, более высокие способности в обучении не приносят отдачу на рынке труда. Одним из важнейших факторов, который отражает стратегию выхода выпускников на рынок труда, является наличие опыта работы во время обучения. Совмещали учёбу и работу 83% выпускников НИУ ВШЭ.

карьера-2

Выпускники вуза, совмещавшие учёбу с работой , зарабатывают существенно больше тех, кто не имел опыта работы до окончания университета (соответственно 64 тыс. и 45 тыс. руб.). Также им существенно легче найти работу: уровень занятости работавших во время обучения студентов составляет 86%, а уровень занятости тех, кто не работал во время учёбы в вузе, — лишь 61%.

+++

Хотя девушки учатся значительно лучше, чем юноши, это не приносит отдачи на рынке труда: заработная плата юношей после окончания вуза в среднем на 20% выше.

+++

Для юношей влияние академической успеваемости на заработную плату статистически незначимо, а для девушек наблюдается зарплатный «штраф» за академическую успеваемость в размере 6,2%. Несмотря на то, что девушки в среднем учатся лучше, чем юноши, зарабатывают они существенно меньше.

+++

Студенты, имеющие более высокую академическую успеваемость, по всей видимости, обладают более высокими способностями и прикладывают больше усилий, чем студенты с низкой академической успеваемостью. Эти способности и привычка к усердной работе должны приносить отдачу на рынке труда, в том числе выраженную в более высокой заработной плате (оценка способностей и производительности со стороны работодателей). Однако наше исследование показывает, что академическая успеваемость не приносит экономической отдачи для мужчин, а для женщин значимо отрицательно влияет на заработную плату.

+++

Юноши с большей вероятностью сразу после окончания вуза попадают на более значимые должности в иерархии компаний, а девушки довольствуются менее значимыми позициями. Значимыми оказываются различия по отраслям занятости: девушки склонны выбирать отрасли с невысокой средней заработной платой, например в PR, маркетинге, рекламе, журналистике, медиа. Этот результат косвенно показывает, что отрицательное влияние успеваемости на стартовую заработную плату девушек связано с тем, что, несмотря на более высокую успеваемость, они работают в менее оплачиваемых отраслях занятости и имеют худшую стартовую позицию в компании, чем мужчины.

+++

С нетерпением ждете каждого лайка? Пишете хорошие тексты, но никто их не читает? Вам кажется, что ваш контент никому не нужен? Хотелось бы иметь больше подписчиков? Надеялись зарабатывать на блоге, но рекламодатели не идут?
Вас должны увидеть те, кому вы нужны! Мы поможем вам найти свою аудиторию и создать из блога интересный и ценный продукт. Павел Пряников знает секреты популярности в соцсетях и создает блоги, набирающие десятки тысяч просмотров в день. Приходите к нам на практикум «Популярный блог» и учитесь у профессионала!

LW7S9pPFiF4

Два дня занятий 23 и 25 мая изменят ваш взгляд на собственные возможности и блогосферу. Записывайтесь на практикум по почте pppracticum@yandex.ru или по телефону 8 916 679 40 87 – вам ответят на все вопросы и пришлют подробную программу практикума. Наши занятия проходят с 19.30 до 21.30 в центре Москвы, стоимость участия 3500 рублей.

Заходите и подписывайтесь на наши страницы в Facebook  и ВКонтакте.

+++

Ещё в Блоге Толкователя об обучении:

Школу заканчивает в 1,5 раза больше детей начальников, чем детей рабочих

В 1960-е новосибирский социолог Шубкин начал исследование проблем образования молодёжи. За полвека накопился большой массив данных. Из него видно, что сегодня школу заканчивает 22% детей руководителей и 33% — специалистов, а детей рабочих – всего 15%. Дети низших классов вымываются из школы до 9-го класса.

образов-5

***

Вор, дизайнер, прокурор

Подростки чётко угадывают профессиональные тренды – специальности, которые в будущем станут самыми востребованными в обществе. Точнее – во многом, став взрослыми, они сами формируют спрос на них. В 1920-е это были учителя и техники, в 70-е – врачи и водители, в 90-е – бизнесмены и силовики, в нулевые – силовики и профессии постиндустриального мира.

будущее-гл

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — blog.tolkovatel@mail.ru

Карта Сбербанка — 5469 3800 8261 5112

 

Tags: , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *