Occupy: конец еще одной социальной акции

17.09.2012 | Фото


В Нью-Йорке прокручивается лебединая песня шумевшего последний год мирового движения Occupy - 17 сентября отмечается годовщина спуска акции со стапелей социальных технологов. В Россию, как страну Второго мира, Occupy пришел довольно поздно, когда акция находилась в глубоком кризисе.

Как и большинство современных социальных протестных движений Occupy является сетевым и формально, на первый взгляд, не имеет единого "мозгового центра". 16 сентября 2011 года в Нью-Йорке состоялась первая акция Occupy Wall Street, участники которой выступили за социальное равенство и против гнета банковского капитала. Тогда лозунгом манифестантов был "Нас 99%" - тем самым, они намекали, что от разгула финансового капитализма страдают практически все.

Осенью 2011 года акция стала расползаться по другим городам США, а ее участники - их ядро составили активисты автономных анархистских групп и ячеек, попытались устроить на Манхэттене палаточный лагерь. Но уже к концу ноября движение, которое не имело никакой единой цели и общепризнанных лидеров, стало выдыхаться. Полиция пресекла акции протеста в Нью-Йорке и в самих США оно пошло на спад.

В тоже время сработало "экспортное" направление - акции Occupy (или с использованием этого бренда) состоялись почти в 30 странах мира (от дикой Нигерии до Италии, Монголии, Великобритании, где были предприняты попытки проникнуть в собор Святого Павла в Лондоне). Однако уже к весне 2012 года, когда российские оппозиционеры, протестующие против несправедливых выборов в парламент (на них, напомним, кремлевская партия "Единая Россия" "украла" голоса избирателей у других про-кремлевских партий - КПРФ, ЛДПР, СР и так далее) решили взять бренд Occupy себе на вооружение, само движение в мировом масштабе сошло на нет.

Активность движения Occupy по странам мира: видно, что основными его территориями стали города США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, а также Австралии. Россия находится на уровне Индии, Монголии, Китая и Нигерии.

В минувшие выходные в Нью-Йорке с трудом удалось собрать три сотни активистов, чтобы напомнить о существовании этого движения. Ранее сообщества, связанные с Occupy потрясали внутренние скандалы, а степень развала дошла до такого уровня, что активистам Occupy не удалось собрать даже инициативную группу, которая могла бы выработать общие цели и требования протестантов. По мнению западных наблюдателей, это естественный конец для подобного сетевого движения (или сетевой акции) - оно быстро выдыхается, теряя всякий смысл и привлекательность.



В России, как стране Второго мира с перспективами выхода в полноценный Третий (отягощенной также уникальным ордынством), современные западные социальные технологии или не работают вовсе, или превращаются в абсурд. С одной стороны это обусловлено как отсутствием внимания со стороны западных социальных технологов к этой стране (если, конечно, не считать акцию PR), так и с менталитетом российских аборигенов - копируя западные акции, они создают непонятные большинству своих сограждан смыслы (неизбежный дефект-следствие карго-культа). Так, сам призыв что-либо "оккупировать" в России автоматически превращает инициаторов этого действия в "оккупантов", что ведет к их дальнейшему троллингу со стороны патриотически настроенных охранителей.

- Со словом «оккупация» в США, где оккупации никогда не было и не было никаких серьезных иностранных нашествий, смысл совершенно другой. И только люди, которые совсем не знают или полностью игнорируют историю своей страны и совсем не чувствуют особенностей языка, на котором они говорят, могут применять подобные термины к своему движению, - заявил агентству Инфокс политолог Александр Зудин.

Вялые попытки привязать российские акции протеста в Москве ("Марш миллионов" 15 сентября) к уже практически умершему бренду Occupy - не понятны самим россиянам, и вызывают лишь ассоциации с "оккупантами". 

У мирового Occupy родоначальниками являются активисты анархического толка из Adbusters Media Foundation, организации, созданной еще в 1989 году в Канаде и позиционирующей себя как сетевое сообщество антикапиталистов, анархистов, независимых художников, экологов, фриков и так далее. Именно активисты этого фонда придумали летом прошлого года идею с оккупацией Уолл-Стрит в Нью-Йорке и предложили протестный плакат с танцующей на спине быка балериной:



Один из основателей сообщества и выпускаемого им одноименного журнала (который называется антикапиталистическим и антипотребительским), канадский эстонец Калле Ласн (Kalle Lasn, вторым основателем называют Билла Шмальца), начал бороться с миром потребления более 20 лет назад путем вандализма - например, приводя в негодность тележки в супермаркетах или автоматы по продаже напитков. Таким образом обитатель Ванкувера пришел к мысли о несправедливо устроенном современном обществе, которое "одурманено потребительством". Затем последовали первые антипотребительские акции ("День без покупок" и так далее).

Калле Ласн - борец с капитализмом и идейный инициатор акции Occupy

Источники финансирования его организации, как правило, нигде не указываются и не называются. Периодически Adbusters Media Foundation собирает пожертвования, что-то дает продажа журнала, который, правда, не окупается. Правда, осенью 2011 года журналисты Reuters выяснили, что канадскому сообществу анархистов, протестантов и экологов-антикапиталистов переводят деньги через вторые-третьи структуры фонды Сороса, Форда и Билла Гейтса. Затем, естественно, эта информация была опровергнута представителями этих фондов, но, как говорится, "осадок остался".

Хотя ничего зазорного в этом нет. Мир капитализма так устроен, что большинство простых российских читателей никогда не смогут понять, зачем крупной нефтедобывающей компании поддерживать активистов безбашенной экологической организации, которые штурмуют нефтяные платформы в Северном море. Ровно таким же образом крупные банки и фонды капиталистов спонсируют верхушку сетевых сообществ, имеющих анархический или антикапиталистической уклон.

Ведь главное в современной западной социальной инженерии - не избежать протеста или намотать его на гусеницы танков (как в странах Третьего мира), а дать ему вырасти и перевести его в русло безобидного, возможно, в какой-то степени управляемого, движения. Череда таких "микро-кризисов" (социальных точек бифуркации) и позволяет современному Западу оставаться самым динамично развивающимся, открытым, цивилизованным и в тоже время жестко структурированным обществом на Земле.

Теги:


 

Архивы