Colta.ru: возможен ли краудфандинг в России, или «Работать надо!»

27.11.2012

Закрытие сайта Colta.ru активизировало дискуссию в Рунете – возможна ли жизнь интернет-проекта в России на основе краудфандинга – платежей благодарственных читателей? Пример той же Colta.ru показал: возможна – только работать надо.

Напомним, что Colta.ru образовалась в результате развода их инвестора Вадима Беляева и редакции данного сайта под прежним названием Openspace.ru (OS). Беляев отдал Colta.ru архив OS, выделил всем сотрудникам редакции компенсацию, на которую можно было содержать проект в течение 3-х месяцев.

По словам самого инвестора, OS обходился ему в 2 млн. долларов в год. Позже стало известно, по признанию главреда Colta.ru, что годовой бюджет новой редакции предполагался в 18 млн. руб. Хоть какую-то разницу между двумя этими суммами решено было компенсировать благодарственными платежами читателей, т.н. краудфандингом.

За 3 месяца Colta.ru собрала таких платежей на 695 тыс. рублей, хотя изначально предполагалось – хорошо бы и 600 тыс. Великолепный результат для России! Но проект Colta.ru спустя четыре месяца всё равно решено было закрыть – денег от краудфантинга хватало только на гонорары сторонним авторам, саму редакцию содержать было не на что (инвестор за эти 4 месяца так и не был найден).

Что показал нам краткий опыт жизни интернет-проекта на краудфандинге? В интервью Газета.ру главред Colta.ru Мария Стеапанова жаловалась: «Я сегодня почитала комментарии — что пишут по поводу закрытия Colta. Опечалилась, конечно. Там есть один мотив: если вы занимаетесь любимым делом, вы должны быть готовы делать его бесконечно и, разумеется, бесплатно». Тут есть большое лукавство, и вот почему.

Давайте заглянем в раздел «Редакция» на сайте Colta.ru. 18 редакционных работников (11 предполагались пишущими – со статусом редактора или редакционного работника), всего же трудящихся в этом проекте 24 человека. А теперь посмотрим на производительность данного коллектива, например, за 6 дней недели с 6 по 11 ноября включительно (5 ноября, понедельник, был нерабочим днём). 11 текстов, из них 5 сделаны сторонними авторами. 6 текстов на 11 редакционных работников, или 0,18 текста в день на 1 работника (1 текст раз в 5 или 6 дней).

Давайте теперь посмотрим полноценную рабочую неделю, с 12 по 18 ноября включительно. 17 текстов (уже лучше), 11 из которых сделаны сторонними авторами. Т.е. те же 6 текстов в неделю на 11 редакционных работников (1 текст раз в 5 или 6 дней).

При этом отметим, что тексты редакционных работников – колонки, рецензии, дневники, интервью и рассуждения, а не выездные репортажи или расследования, требующие для написания много времени.

А что было бы, если трудовой коллектив Colta.ru сократить в 4 раза? 6 работников, из которых 4 редакционных (двое остальных – бильд-редактор и дизайнер). Т.е. привести в состояние, привычное для большинства редакций рунета. 1 текст писал бы кто-то из 4-х, трое остальных искали авторов, заказывали им тексты, редактировали. Те же 3-4 текста в день (17 в неделю) сайт вполне мог выдавать. Пишущая нагрузка – 1,5-2 текста в неделю на человека (по меркам рунета – всё равно чрезвычайная лафа).

При этом бюджет редакции сократился бы скорее всего в те же 4 раза – с 18 до 4,5 млн. руб. в год. Напомним, что проект собрал благодарственных платежей 700 тыс. руб. за 3 месяца (при этом Мария Степанова уверяла, что эта сумма пришла чуть ли не за 20 дней, а дальше эксперимент был свёрнут), в расчёте на год – 2,8 млн. руб. Окупаемость – на уровне 2/3. Если бы туда ещё немного рекламы…

Эксперимент по краудфандингу Colta.ru показал: проект может существовать за счёт благодарственных платежей читателей, во всяком случае, окупать больше половины расходов. Другое дело – к этому не готовы большинство редакций рунета. У них очень сильно раздуты штаты и чрезвычайно низкая эффективность. Посещаемость той же Colta.ru была на уровне 8-10 тыс. читателей в день, на 1 работника коллектива – это 320-360 человек день: уровень начинающего блогера в ЖЖ, с 300 френдами.

И это не исключение. К примеру, молодёжный филиал сайта OS, w-o-s.ru имеет трудовой коллектив из 18 человек, его посещаемость около 4 тыс. человек в день (250 посетителей на 1 работника), производительность – 2-4 текста в день.

К сожалению, такие избыточные, «жирные» редакции в рунете в последние год-два становятся нормой. Государство и олигархат на волне полуполитических, «болотных» требований «креативного класса» спешно создаёт фиктивные рабочие места для них. Блог Толкователя уже писал об этой тенденции в статье «ОкупайАбай: Путин, дай нам фиктивную экономику!»:

«Трагедия «креативного класса» состоит именно в том, что они всё это качество никак не переведут в количество. Они переросли нынешнюю Россию, и она им этого не может простить. Большинство россиян много работают и плохо живут, а их антиподы – почти не работают и живут неплохо. Россия 1930 года против России 2012 года. И конфликт зимы 2011/12 состоял в том, что «креативный класс» заявил коллективному народу в лице его голограммы Путину, что он намерен ещё меньше работать и ещё лучше жить. Как в Европе. И эту наглость народ в лице ОМОНа и Путина уже не смог стерпеть.

Конечно, весь этот «протест» вовсе не про Путина. Просто несколько сотен тысяч людей (скорее – миллионов) созрели для фиктивной экономики. Перезрели офис. Нынешней зимой люди традиционного сознания сомневались в эпитете этой страты «креативная». В их индустриальном уме креативность равняется чертёжнику, изобретателю, учёному, скульптору. В постиндустриальном уме креативность – это чудачество, работа в себя, но – оплачиваемая. Фактически это отчёт, позволяющий от государства и крупных корпораций получать пособие. Это мир ненужных никому трудозатрат: картинные галереи, где висят картины с засохшим поносом; агрегаторы блогов; одежда, которую никто и никогда не будет носить; политика, которая никому не нужна – типа «пиратской партии» или общества защиты китов.

Но западный мир не только богат, но и гуманистичен. Их креативный класс в 1968 году с боем добился привилегий для себя. Заслужил. И элиты западного мира здраво рассудили, что ликвидировать головную боль лучше всего лекарством, за деньги, а не отсечением головы. Прокормить 5-10% профессиональных бездельников – не так дорого. Обратная же реакция от них – поднятие восстания пролов ради ещё большего закрепления за креативом ренты.

Люди с #ОкупайАбай тоже теперь хотят сидеть в картинных галереях и смотреть на засохший понос в рамах. Писать в микроблоги из постели и иметь за это зарплату. Перебирать архивные фото. Считать перелётных птиц».

В том же интервью Газете.ру Мария Степанова советует государству обратить на них внимание, и приводит в пример Финляндию, где государство помогает культурным проектам. Правда, она забывает упомянуть, что Финляндия – государство евросоциализма, а наш «креативный класс» – до озверения либерален, и до сих пор уверен, что «рынок расставит всё по местам» и «хватит плодить халяву».

Впрочем, и либеральный мир способен содержать такие проекты. Краудфандинг – одна из самых быстрорастущих областей в социально-экономической сфере Первого Мира. К примеру, журнал Forbes делал исследование этого рынка. В 2011 году компании и проекты привлекли 102 млн. долларов с помощью краудфандинга на основе разовых вознаграждений (модель kickstarter — каждый, кто заплатит, получает заранее оговоренное неденежное вознаграждение в случае успеха проекта) – рост за год на 266%, и 20,5 млн. долларов с помощью краудфандинга на инвестиционной основе (традиционная модель — деньги в обмен на долю в бизнесе или будущие прибыли) – рост за год в 5 раз.

Как выглядит качественный анализ этого рынка – в исследовании на Хабрахабр.

В России есть лишь один удачный пример краудфандингового проекта – РосПил Алексея Навального. За год этот проект сумел собрать 8,7 млн. руб. (и сборы благополучно продолжают идти). Чего нельзя отказать Навальному – он сумел «зажечь» идеей тысячи людей, и честь и хвала ему за это. Но главное – это подробные отчёты деятельности его фонда и результаты – госзакупки, в которых удалось вскрыть явно мошеннические действия.

Мария Степанова в интервью «Большому городу» на старте своего проекта тоже обещала полную открытость:

«Тут самое главное — открытость и прозрачность: есть обозначенный потолок в сколько-то тысяч или миллионов рублей, и читатель должен понимать, что его конкретные сто рублей пошли на командировку Светланы Рейтер, новые очки Дениса Бояринова или представительские расходы А.Б.Лошака, неразрывно связанные с написанием новой колонки (что бы это ни значило)».

Но этой открытости читатель Colta.ru так и не увидел (ладно очки – сколько хотя бы платили гонорар авторам за ту или иную заметку?) Коллектив не сумел зажечь идеей, и даже не предложил людям ту или иную модель классического западного краудфандинга: юридически стать совладельцами ресурса или получить весомый подарок в обмен на пожертвование. То есть не идея краудфандинга оказалась плохой в России, а, как обычно, россияне подкачали. (А идеи на Западе почти всегда придумывают хорошие).

+++

Будущее российской независимой (от государства и олигархата) журналистики – небольшие кооперативы сотрудников, 2-4 человека. Все они – совладельцы ресурса. Отсутствие иерархии и редакционного помещения. Сочетание краудфандинга и рекламы. Возможно, для участников кооператива на этапе стартапа это работа не будет являться основной. Возможно, будет предусмотрена продажи доли в стартапе крупным жертвователям. Желательно – участие членов журналистского кооператива в каких-то параллельных социально-экономических проектах (т.н. «подвижничество»; «кабинетный червь» снова становится уделом академического мира).

В России (точнее на постсоветском пространстве) только нащупывается путь к такой журналистике. Из идейно близких можно выделить сайт looo.ch – его делают три украинских товарища, не так давно по политическим причинам покинувшие Украину и осевшие в Чехии. К сожалению, им не хватает периодичности – текст выходит раз в 3 дня, а то и раз в неделю, а отсюда и результат – в среднем 300 читателей в день.

Ну и, наконец, наш Блог Толкователя. Сегодня я, Павел Пряников, его делаю один (прежний участник нашего кооператива и сооснователь БТ Дмитрий Пономарёв по не зависящим от редакции причинам временно перешёл на волонтёрство в проекте; надеюсь, скоро он сможет полностью вернуться в БТ). Разумеется, есть ещё помощь от братьев-евросоциалистов: сотрудника Газеты.ру Сергея Смирнова, сотрудника ТВ Дождь Дмитрия Трещанина, ребе Есоида (Алексея Аликина). Средняя дневная посещаемость Блога Толкователя – около 4 тыс. посетителей (в 10 раз больше, чем у Colta.ru, в 15 раз больше, чем у W-o-s.ru).

Примерно два месяца мы проводим эксперимент по краудфандингу. За неполный ноябрь собрали 6320 рублей. Как и обещали, 10% от этой суммы по итогам месяца будет перечислено в фонд помощи политзаключённым (в РосУзник), отдельно один наш читатель ещё перечислил 50 долларов на помощь политузникам.

Эта сумма, 6320 рублей пока не дотягивает до суммы пожертвований в среднем на одного работника Colta.ru (695 тыс. руб. на 4 месяца на 24 сотрудников – 7240 рублей), но, надеюсь, у Блога Толкователя всё ещё впереди. Наш эксперимент по краудфандингу и жизни журналистского кооператива продолжается.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк - 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal - pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , , , , , ,

2 Responses to Colta.ru: возможен ли краудфандинг в России, или «Работать надо!»

  1. Anton-Ter on 27.11.2012 at 12:33 пп

    Надо сделать так, чтобы каждый раз, когда читатель кликает по закладке «Толкователя» и заходит на его страницу у него с карточки или с телефонного счета списывался 1 рубль. Таким образом в день будет 4.000, в месяц – 120.000. Минимальная оплата такого труда, как Ваш, Павел.

    Часть материалов Толкователя можно оставить в открытом доступе и бесплатно. Или вообще все старые материалы. Но за ознакомление с новыми нужно платить. Как это сделать технически – не знаю. Это просто мысль, идея.

  2. Larraby on 27.11.2012 at 2:04 пп

    Откуда вы взяли данные по посещаемости, которыми вы оперировали?


Календарь

Август 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031