Такого, как Сахаров

15.08.2013 | История


Российское общество уже 25 лет живёт без морального авторитета, способного объединить нацию. Отсюда – спорадические попытки сначала назначить им какого-то проходимца, а потом быстро в нём разочароваться. Последним из таких «глыб» был академик Сахаров. Его в 1981 году его видели своим вождём 40% советских людей, а после смерти, в 1991-м – больше 50%, в 2010-м – больше 70%.

Почти два года «болотного протеста» так и не смогли выдвинуть из оппозиционной среды объединительную фигуру лидера, способного увлечь своими идеями не только протестующих, но и «пассивное молчаливое большинство». Объяснение этому может быть очень простым: недостаточно быть просто оппозиционером, необходимо ещё и вести длительное время образ жизни «морального авторитета», чтобы закрепить у большинства людей цельный образ готового перехватить власть лидера.

Последним «моральным авторитетом» наивысшей пробы в СССР/России был академик Андрей Сахаров. На его примере хорошо видно, из чего складывается этот образ: обязательно выходец из Системы, но разочаровавшийся в ней и вышедший из неё; с отличным образованием; признанный на Западе (и поддерживаемый им); нестяжатель и аскет; с твёрдой волей и имеющий моральные принципы (постоянные голодовки Сахарова, активное личное сопротивление режиму); работавший на благо Родины и любящий Родину; имеющий стройный план преобразование Системы; признаваемый лидером активистами сопротивления.

Если почти о всех этих критериях советский и российский человек был хорошо наслышан, то об активном личном сопротивлении Сахарова почти нигде не говорится. Между тем, академик, несмотря на внешнюю субтильность, не боялся вступать в открытые схватки даже с советскими силовиками. Добро должно быть с кулаками.

Вот лишь одно из донесений КГБ о такой схватке Сахарова (а их в жизни академика были десятки):

26 мая 1978

Секретно, 1051-А, ЦК КПСС, «О злостных хулиганских выходках академика САХАРОВА»

В последние года САХАРОВ, открыто попирая действующие в стране законы, встал на путь совершения дерзких уголовных преступлений.

В апреле 1976 года САХАРОВ и его жена БОННЭР учинили хулиганские действия в Омском областном суде, рассматривавшем уголовное дело по обвинению ДЖЕМИЛЕВА в распространении заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. В ответ на требование работников милиции, выполнявших обязанности по поддержанию общественного порядка, прекратить хулиганство, САХАРОВ, выкрикивая: «Вот вам, щенки от академика», ударил по лицу двух работников милиции, вылил в их адрес поток оскорблений. БОННЭР также ударила по лицу коменданта суда, пытавшегося навести порядок.



Будучи доставленными в отделение милиции, САХАРОВ и БОННЭР не только не отрицали совершенного ими, но и подтвердили, что действовали при этом преднамеренно.

В августе 1976 г. САХАРОВ и БОННЭР в присутствии большого числа советских граждан и иностранцев совершили злостные хулиганские действия в Иркутском аэропорту. В ответ на предложение соблюдать установленные правила САХАРОВ и БОННЭР устроили скандал, оскорбили сотрудниц аэропорта, выражались в их адрес нецензурными словами, угрожали.

В октябре 1977 года САХАРОВ учинил дебош в ректорате Московского педагогического института имени В.И. Ленина, избрав поводом для этого отчисление из института за академическую задолженность своего пасынка СЕМЁНОВА. САХАРОВ демонстративно вырвал из рук проректора документы, послужившие основанием для решения вопроса об отчислении СЕМЕНОВА из института, допустил оскорбления в адрес должностных лиц.

В марте с.г. САХАРОВ явился инспиратором провокационной хулиганской выходки группы просионистски настроенных лиц у здания Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (проспект Калинина, 14). В связи с этим САХАРОВ вызывался в Прокуратуру г. Москвы, где был официально предупрежден о недопустимости противоправного поведения в будущем.

Игнорируя предупреждение органов власти, 19 мая с.г. у Люблинского районного народного суда г. Москвы, где проходил судебный процесс по делу ОРЛОВА, САХАРОВ вновь учинил дерзкие хулиганские действия, в ходе которых несколько раз ударил по лицу работника милиции, пытавшегося предотвратить нарушение общественного порядка со стороны САХАРОВА и его жены БОННЭР.

Действия САХАРОВА задокументированы. Они содержат состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 206 и ч. 2 ст. 1911 УК РСФСР (злостное хулиганство и оказание сопротивления работнику милиции или народному дружиннику при исполнении этими лицами возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, сопряжённые с насилием).

Органами милиции решается вопрос об ответственности САХАРОВА. Учитывая изложенное, а также крайне отрицательную реакцию советской общественности в связи с непринятием законных мер в отношений САХАРОВА, систематически допускающего хулиганские действия, считали бы целесообразным довести информацию до сведения Президиума Академии наук СССР для последующего обсуждения его преступного поведения в Академии наук СССР.

Просим согласия.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ АНДРОПОВ».



Нет ничего удивительного в том, что даже при советской власти, в самый разгар оголтелой кампании против него и находясь в ссылке в городе Горьком, Сахаров воспринимался почти во всех слоях советского общества как «моральный авторитет».

В 1981 году диссиденты провели свой опрос отношения к А.Д.Сахарову. Было опрошено 853 человека, принадлежащих к различным слоям советского общества (т.е. попытались сделать опрос, что называется по науке).

Результаты были таковы:

1)Рабочие. 56% не смогли сформулировать своего отношения к академику. 12% считали его врагом народа. 12% полагали, что он очень важен для страны. 8% относились к Сахарову хорошо.

2)Инженеры и научные работники. 15% считали, что Сахаров враг народа. 44% относились к нему хорошо. 19% полагали, что он важен для страны. 1% считал академика героем. 20% относились к Сахарову безразлично.

3)Гуманитарная интеллигенция. Показатели были близки к цифрам, полученным при опросе технической интеллигенции (46% против, 44% хороших оценок).

4)Молодёжь. 15% - враг народа. 34% относились к нему хорошо.

5)Руководители. 40% - враг народа. 22% - бесполезен и «с жиру бесится». 12% - полезен. 20% - очень важен.

6)Члены КПСС (туда входили представители всех 5 вышеперечисленных групп). 48% - враг народа. 16% - вреден. 24% - полезен для советского общества.

В целом академик Сахаров собрал 42% положительных оценок.



После смерти Сахарова, в разгар перестроечных тягот, опрос ВЦИОМа в марте 1991 года зафиксировал ещё большее укрепление «морального лидерства» Сахарова. Результаты были таковы: 56% слышали выступления Сахарова на съездах народных депутатов; 55% заявили о том, что им близки общественно-политические взгляды Сахарова; 54% согласны с тем, что Сахаров обладал высокими нравственными качествами; 52% полагали, что Сахаров занялся политической и правозащитной деятельность из чувства ответственности за происходящее в стране.

Участвуй тогда Сахаров в выборах президента России, скорее всего, выбрали им именно академика, а не эрзац-лидера Ельцына.

Со временем «моральный авторитет» Андрея Сахарова только растёт. В мае 2010 года «Левада-центр» снова провёл опрос об отношении россиян к академику Сахарову. Результаты были таковы.

Сахаров в 2010 году был известен прежде всего как правозащитник. Именно эта сторона его жизни акцентируется в ответах 60% россияни именно она получает самую высокую оценку населения, оказывается доминантой отношения к нему. 77% из тех, кто помнит о нём или для кого это имя остается значимым, относятся к его деятельности с уважением и благодарностью; отрицательно оценивает его малозначимое меньшинство, менее 4%; гораздо больше тех, кто равнодушен к его жизни и деятельности - таких индифферентных 19%.



Наверное, в истории ХХ века в России больше нет такой фигуры, как Сахаров - устраивающей большинство общества и видящего в нём «морального лидера». И, скорее всего, больше и не будет, увы – учитывая, что к этому общественному положению лидер должен идти минимум 20-30 лет.

+++

Ещё в Блоге Толкователя о диссидентах:

Последняя "совесть нации": старообрядец Дмитрий Лихачёв

После смерти академика Лихачёва и писателя Солженицына в России больше не осталось моральных авторитетов. На примере Дмитрия Лихачёва мы решили посмотреть, что нужно для того, чтобы стать «совестью нации». Вот этот набор: предки из Антисистемы, наследственное стойкое неприятие российского государства и поддержка заграницы.



***

"Маяковские чтения": свобода и предательство интеллигенции

Памятник Маяковскому во времена «оттепели» стал главным местом сбора молодых поэтов и тысяч их слушателей. Постепенно эта группа эволюционировала в диссидентское движение. Власти умело подавили движение – одних лидеров посадив, других приласкав. Эта схема работы с оппозицией стала классикой, и используется в России по сей день.



+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк - 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal - pretiosa@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Теги:


 

Архивы