Питание как маркер социального неравенства

08.02.2016

Главным признаком благополучия россиянина выступает потребление им вина и говядины, а также – сервировка стола. Молодое поколение перестаёт есть каши. Недостаток еды испытывают 15% многодетных семей, они же – лидеры по потреблению нездоровой пищи. Социологи показывают, как устроено продуктовое потребление россиян.

Питание вошло в пространство социологического дискурса в конце XX – начале XXI века. В последние тридцать лет сформовалось несколько специальных социологических теорий: социология еды, социология питания, социология меню и т. д. И даже – философия питания. К примеру, французский постомодернист Ж.Бодрийяр отмечает, что императив худобы в западном обществе не обусловлен ни медицинскими, ни эстетическими нормами, ни культурой соблазна, а является знаком различия, маркирующим моду и престиж. В России социологические работы о питании пока единичны. Возможно, потому, что значительная часть общества ещё не успела сформировать к нему «теорию отношения».

По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, в 2011 году нормальный вес имели лишь около 40% населения России, ожирение 2-й и 3-й степени – около 25%. При этом соблюдают диету, чтобы сбросить вес, лишь 8% опрошенных. Наряду с высоким числом тучных людей, в России наблюдается другая крайность – высокий процент страдающих дистрофией. Так, среди призывников в армию (а они в основном представители бедных слоёв общества) дефицит массы тела имеют до 25% новобранцев, до 20% – рост ниже нормы.

Тем не менее, и в России еда становится социологическим маркером неравенства. В исследовании социолога Елена Дейхиной «От ремонта к созданию интерьера: преобразование персонального жилого пространства в советской и постсоветской России», проведённом еще в середине 2000-х», рассказывается об этом. К примеру, регулярное преимущественное потребление вина (вместо других алкогольных напитков) и говядины – это чёткий маркер обеспеченности в России. Дейхина замечает несколько интересных подробностей в особенности питания россиян в зависимости от их достатка:

В праздники представители всех статусных групп отдают предпочтение салатам. Салаты вообще воспринимаются как праздничная еда, и если её готовят в будни, то для того, чтобы «побаловать» домашних. У людей, занимающих более высокое социальное положение, в праздничном меню уделяется особое внимание бутербродам в качестве закусок, а также горячим блюдам, как правило, запечённым (это может быть мясо или рыба), которых может быть несколько. У представителей менее доходных групп в качестве праздничной еды воспринимаются продукты, которые они не могут себе позволить покупать каждый день, например фрукты.

Сервировке стола уделяется особое внимание во время повседневных приёмов пищи в семьях среднего и высокого социального уровня, если в этих семьях в целом тратится достаточно времени на приготовление еды. При обсуждении сервировки стола указывается наличие ножа и вилки, салфеток определённой цветовой гаммы, а также на специальное оформление блюд. В праздники в таких семьях уделяется ещё более пристальное внимание оформлению стола.

Также интересным является то, что в семьях, занимающих высокое социальное положение, отмечается склонность к употреблению более здоровой пищи среди женщин, тогда как мужчины не демонстрируют такого стремления.

Другая важная причина, отмеченная информантами, заключается в том, что в обществе существуют разные стандарты для мужчин и женщин относительно внешности и, в частности, излишнего веса. Мужчине не обязательно ограничивать себя в еде и контролировать вес (сидеть на диетах, следить за калорийностью и режимом питания), для того, чтобы пользоваться успехом у противоположного пола.

Мужчина, занимающийся правильным питанием – это, как правило, представитель высокостатусной группы больших городов».

Ещё в одной работе о социологии питания «Аскетические, дисциплинарные и самоограничительные практики как фактор формирования стратегий питания в современной России» профессора кафедры социологии МГИМО Натальи Зарубиной (журнал «Вестник социологии», №14, 2015) рассказывается о почти полном отсутствии религиозной аскезы в питании россиян. В этом отношении Россия выглядит вполне европейской страной, причём на уровне низкорелигиозных стран (типа скандинавских).

Зарубина пишет: «Для религиозной регламентации питания больше подходит определение аскезы, которую М.Вебер рассматривал в качестве методики достижения спасения через активную деятельность, регламентированную и рационализированную религиозными принципами. Пищевые ограничения можно отнести к особо выделенной Вебером «гигиенической аскезе», ориентированной на активную самодисциплину, самоограничение, подчинённое идее духовного самосовершенствования.

По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, в 2011 году количество россиян, соблюдающих религиозные и традиционные ограничения в сфере питания, составило 1,2% среди женщин и 0,7% среди мужчин, что существенно ниже доли россиян, называющих себя верующими и приверженцами той или иной религии. Согласно данным Европейского социального исследования, в России глубоко религиозны 4% населения».

Ещё в одной работе из этого журнала доктор социологических наук Антонина Носкова пишет об особенностях питания российских студентов – страты, которая, как считается, наиболее далеко отстоит от отечественного традиционализма:

Если соблюдение строгих диет и постов – прерогатива немногих студентов, то избирательность в еде очень характерна для практик питания студентов. На вопрос, какие продукты они никогда не употребляют, никто не ответил: «я ем всё». Некоторые из них, казалось бы, с особой готовностью пытались продемонстрировать свою избирательность в еде.

Результаты исследования показали, что из повседневного рациона студентов уходят некоторые традиционные для нас продукты и блюда, например, пшённая и перловая каши. Студенты перестают пить традиционные напитки – кефир, ряженку, простоквашу, кисель».

Многим семьям в России не до пищевой избирательности и по другой причине (а не только из-за традиционализма) – из-за бедности. Особенно хорошо это заметно на примере многодетных семей, большинство которых в стране – малообеспеченные:

«Статистические данные подтверждают эмпирическую связь между объёмом потребления основных продуктов питания и числом детей в домашних хозяйствах. Так, из всех домохозяйств, имеющих одного ребёнка в возрасте до 18 лет, только в 3,9% случаев респонденты отметили, что «еды недостаточно». В домохозяйствах с двумя детьми этот показатель составил 5%. В домохозяйствах с тремя детьми – 8,7%. И, наконец, в домохозяйствах, имеющих четырёх и более детей в возрасте до 18 лет – 15,2%.

Дети из многодетных семей (3 и более детей) меньше потребляют полезных для здоровья и роста продуктов питания, чем их сверстники из малодетных семей (1–2 ребёнка). Цифры иллюстрируют значительный разрыв в первую очередь в потреблении свежих фруктов (см. таблицу ниже). Если в домохозяйствах с одним и двумя детьми доля детей, потребляющих свежие фрукты ежедневно или раз в неделю, составила 84,3 и 83,7% соответственно, то в многодетных домохозяйствах значение данного показателя опустилось до 65,9%.

Ещё одна особенность многодетных (бедных) семей – потребление «вредных» продуктов питания, таких как сладкие газированные напитки, продукты быстрого приготовления, чипсы и др. Здесь по объёму потребления, наоборот, на первое место выходят дети из многодетных семей».

В целом, как пишут исследователи, культура меню, осознания связи между потреблением тех или иных продуктов и – здоровья, только формируется в России. К страте «осознанного выбора еды» можно пока отнести не более 10-12% россиян.

+++

Ещё в Блоге Толкователя о питании:

Во время Первой мировой в России фальсифицировали до 70% колбасы и хлеба

На любое трудное время пищевики России реагирует одним способом: массовой фальсификацией продуктов. В 1914-16 годах города заполонили суррогаты: колбаса с крахмалом, снятое молоко, собачатина вместо говядины, мокрый хлеб. Был и аналог нынешнего пальмового масла – масло кокосовое.

***

Как в СССР работящие люди сами решали проблему еды

Существует расхожее мнение, что в позднем СССР был дефицит еды. Однако история не зафиксировала голода и голодных смертей в то время. Проблема же была в лени или нерасторопности граждан. Те, кто хотел трудиться, имели еды вдоволь. На одном примере закарпатского труженика можно увидеть, как его семья в 1984 г. создавала достаток.

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк - 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal - blog.tolkovatel@mail.ru

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

 

Tags: , , , , , ,

Comments are closed.


Календарь

Май 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031