После 2014-го экономить стали 70% российского среднего класса

28.04.2017 | Общество
средний класс

Кризис, начавшийся в 2014 году, существенно изменил потребление и среднего класса россиян, и остальных страт. Сократили расходы и начали экономить 78% низкодоходных слоев, 74% нижних среднедоходных, 71% верхних среднедоходных групп. В первую очередь, люди из этих групп экономят на отдыхе и особенно - на медицинских и образовательных услугах. Менее всего сокращение трат коснулось гаджетов.

Экономический кризис в России длится уже четвёртый год. Как за это время изменилось потребление россиян, которых можно отнести к среднему классу? На этот вопрос отвечает исследование заведующей Центром стратификационных исследований Института социологии РАН Светланы Мареевой. Её данные основаны на репрезентативном мониторинге ИС РАН. Статья Мареевой "Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса" опубликована в Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), №1, 2017. Мы приводим это исследование в сокращении.

Средние слои, выделенные по критерию дохода в рамках относительного подхода, составляют сегодня более половины населения. Однако они не однородны между собой, и их верхняя подгруппа заметно отличается от нижней (являющейся медианной группой для общества в целом и демонстрирующей типичный уровень доходов и стандарт жизни россиян) как особенностями потребительского поведения, так и с точки зрения социально-профессионального статуса и уровня образования их представителей. О том, какой среднедушевой доход позволяет отнести семью к среднему классу - в таблице ниже. "Классический" средний класс в России по этим критериям это те, кто имеет 23 тыс. руб. в месяц на человека (или 70 тыс. руб. на семью из трёх человек).

табл-1

Среднеходные слои характеризуются сдержанными оценками в отношении своего материального положения – только 16% представителей нижней и 26% верхней среднедоходной группы считают его хорошим, причём в первой группе доля считающих его плохим всё же превышает долю оценивающих его как хорошее (20%). В этих условиях неудивительно, что и другие аспекты жизни, связанные с материальным положением и возможностями потребления, среднедоходные слои оценивают сдержанно.

табл-2

Показательно, что к стратегии экономии вынуждены были прибегнуть представители всех доходных слоёв – кризис заставил сократить расходы и начать экономить 78% низкодоходных слоев, 74% нижних среднедоходных, 71% верхних среднедоходных групп. Несколько отличаются в этом отношении россияне с относительно более высокими доходами – среди них треть пока не изменила привычные стратегии потребления, а к экономии прибегли 66% из них.

табл-3

Лидирующим типом для всех доходных групп является экономия на потреблении, затем следует экономия на отдыхе. Важно, что экономия серьёзно повлияла и на инвестиции в человеческий капитал – образование и медицинские услуги. Экономия этого типа была свойственна представителям первой группы (в ней она затронула 30%), чем второй (17%). В этом отношении нижние среднедоходные россияне оказались похожи скорее на низкодоходных, а верхние среднедоходные – на высокодоходных, что подтверждает гетерогенность средних слоев.

табл-4

Около трети населения начали экономить на товарах длительного пользования, которые также вносят значимый вклад в потребительское поведение и формирование определенного уровня жизни. Какими особенностями характеризуется сегодня вещная среда среднедоходных слоев? Данные показывают, что наборы товаров длительного пользования (ТДП), имеющиеся в домохозяйствах с разными уровнями доходов, заметно различаются.

табл-5

Прогнозируя изменение товарного набора нижней среднедоходной группы в будущем, можно ожидать изменений именно в отношении относительно инновационной, сложной техники, уже прочно вошедшей в обиход верхней среднедоходной группы. Данные о наличии в разных группах новых ТДП, купленных не позднее года до опроса, подтверждают этот вывод – среди новых приобретений у россиян из среднедоходных слоев лидируют смартфоны и планшеты, хотя в целом их активность на потребительских рынках ТДП в разгар кризиса была невысока (в отличие от высокодоходных слоёв). Можно ожидать, что с ростом доходов населения паттерны приобретения новых ТДП, которые закладывают высокодоходные слои, в дальнейшем будут ретранслированы верхней, а затем и нижней подгруппой среднедоходных слоев.

табл-6

Особенности потребительского поведения разных групп связаны также с практиками использования различных платных услуг. В этом отношении представители среднедоходных слоев занимают промежуточное положение между высокодоходными и низкодоходными россиянами. Наиболее распространённым типом используемых платных услуг являются платные медицинские услуги – их за последние три года перед опросом использовала почти половина средних слоев.

Образовательные услуги для взрослых распространены в гораздо меньшей степени – их использовали только 15% средних слоёв. Те, кто имеет детей, чаще прибегают к платным услугам для них, причем соответствующие доли оказываются выше для нижней среднедоходной группы, чем для верхней – так, медицинские услуги использовали 38% и 33% этих групп, а образовательные услуги - 37% и 28%.

Однако причиной использования платных услуг у представителей средних слоёв заметно чаще являлось отсутствие или недоступность их бесплатных аналогов, нежели поиск услуг более высокого качества, т.е. такой выбор был для них в определённой степени вынужденным – об этом сообщили 64% россиян из средних слоев, использовавших за последние три года платные услуги.

табл-7

Что касается других сфер софинансирования государственных платежей, в частности – включённости в системы добровольного медицинского и пенсионного страхования, то в этом отношении средние слои пока менее активны: так, не оплачивали и не готовы оплачивать добровольное пенсионное страхование 72% нижней их подгруппы и 60% верхней, а добровольное медицинское страхование – 67% и 47% соответственно.

Более благополучные с точки зрения доходов группы в большей степени склонны планировать свою жизнь: так, среди низкодоходных ничего не планируют почти две трети (65%), в средних слоях эта доля ниже и различается для представителей верхней и нижней их подгруппы (57% и 47% соответственно), а среди высокодоходных не планируют свою жизнь лишь 28%.

+++

С нетерпением ждете каждого лайка? Пишете хорошие тексты, но никто их не читает? Вам кажется, что ваш контент никому не нужен? Хотелось бы иметь больше подписчиков? Надеялись зарабатывать на блоге, но рекламодатели не идут?
Вас должны увидеть те, кому вы нужны! Мы поможем вам найти свою аудиторию и создать из блога интересный и ценный продукт. Павел Пряников знает секреты популярности в соцсетях и создает блоги, набирающие десятки тысяч просмотров в день. Приходите к нам на практикум «Популярный блог» и учитесь у профессионала!

LW7S9pPFiF4

Два дня занятий 23 и 25 мая изменят ваш взгляд на собственные возможности и блогосферу. Записывайтесь на практикум по почте pppracticum@yandex.ru или по телефону 8 916 679 40 87 – вам ответят на все вопросы и пришлют подробную программу практикума. Наши занятия проходят с 19.30 до 21.30 в центре Москвы, стоимость участия 3500 рублей.

Заходите и подписывайтесь на наши страницы в Facebook  и ВКонтакте.

+++

Ещё в Блоге Толкователя о российском среднем классе:

Средний класс России выбирает социальный консерватизм

Лишь 30-40% среднего класса России выбирают прозападный путь развития России (среди остального населения – 20-30%). В целом же его идеологическая установка – это мягкий социальный консерватизм и готовность соблюдать законы, если это также будет делать власть.

ск-гл

***

Из России средний класс хочет валить из-за дороговизны жизни

Основная причина эмиграции из России вовсе не политический режим Путина, а социальные причины – дороговизна жизни, плохое здравоохранение, наплыв азиатских мигрантов. Среди российского среднего класса хотят уехать из страны 27%, московского – 41%.

валить-3

+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — blog.tolkovatel@mail.ru

Карта Сбербанка — 5469 3800 8261 5112

 

Теги:


 

Архивы