Социально-активных россиян - 8%, политически активных - 15% (10% за власть, 5% против)

09.11.2017 | Общество
россияне-1

Самая социально-активная часть россиян - т.н. "волонтёры" - составляет всего 8% населения России. Ещё три группы относительно активных страт дают в совокупности 34%. "Социальный балласт" - это т.н. "веб-обыватели" (20%), не интересующихся ничем вне виртуальной жизни", а также "гражданские обыватели" (23%). Основные составляющие социально-активной жизни - высшее образование, доход выше среднего и ежедневное пользование интернетом. Активно выступать за существующую власть готовы 10% россиян, за внесистемную оппозицию - 5%. Остальные россияне - индифферентные наблюдатели.

Насколько социально и политически активно российское общество? И какие характеристики определяют эту активность? На эти вопросы отвечает группа социологов из ФОМ (Екатерина Богомолова, Елена Галицкая, Юлия Кот и Елена Петренко) в статье " Повседневность россиян: гражданские и потребительские практики" (журнал "Мир России. Социология. Этнология", №1, 2017). Исследование проводилось ФОМ с сентября 2015 по март 2016 года, выборка была значительная - 10,5 тыс. респондентов. Итоги оказались таковы (мы публикуем только часть работы, где говорится о социальной активности россиян; также в этой работе приведены потребительские характеристики россиян и др.)

Волонтёры

"Волонтёры" - акторы гражданского участия на дальней социальной дистанции (8% россиян). Исключительно только они участвуют в деятельности НКО, массовых акциях, подготовке и проведении мероприятий, правозащитных инициативах, организации и проведении выборов, в работе профессиональных сообществ и профсоюзов.

Социально-демографические характеристики «волонтеров» значительно отличаются от показателей по населению в целом. Почти половина представителей этой группы имеют высшее образование (47% по сравнению с 29% в среднем по населению). 13% «волонтёров» занимают руководящие посты на работе (предпринимателей, руководителей среднего и высшего звена по сравнению с 6% в среднем по населению). В этой социальной группе 38% входят в возрастную категорию от 18 до 30 лет; 30% «волонтёров» - люди среднего возраста (31-45 лет), и ещё 32% - люди старше 46 лет. Каждый пятый (19%) «волонтёр» имеет ежемесячный доход выше 30.000 руб. (в среднем по населению - 10%). Среди «волонтёров» 29% проживают в городах с населением более 1 млн. чел. 80% представителей этой социальной группы пользуются интернетом каждый день (в среднем по населению - 57%).

россияне-2

Участники социализирующих досуговых практик

«Участники социализирующих досуговых практик» составляют 9% россиян. Эта группа выделяется по признаку участия в объединениях по интересам, образовательных семинарах, тренингах, курсах, лекциях. Они не включены в формы деятельности гражданского участия на дальней социальной дистанции, присущие «волонтёрам».

Более половины «участников социализирующих досуговых практик» (53%) имеют высшее образование, 87% пользуются интернетом каждый день (эти показатели даже выше чем у самой социально-активной части россиян - "волонтёров"). В этой социальной группе молодёжь встречается чаще, чем в остальных группах (53%), 29% - люди в возрасте 31-45 лет, 18% - люди старше 46 лет. 13% «участников социализирующих досуговых практик» занимают должность руководителя. Каждый пятый (19%) из них имеет ежемесячный доход более 30.000 руб., 30% проживают в городе-миллионнике.

Активисты

«Активисты» - акторы гражданского участия на средней социальной дистанции составляют 12% россиян. Проявляют гражданскую активность в более узком круге. Их отличительная характеристика состоит в участии в активистских (инициативных) мероприятиях: разрешение общественных проблем по месту жительства, участие в жизни прихода, общины, защита окружающей среды, но при этом им также присуща активность на ближней социальной дистанции.

«Активисты» - в основном люди среднего возраста и старше (19% - в возрасте 18-30 лет, 38% - в возрасте 31-45 лет, 43% - старше 46 лет). 35% «активистов» имеют высшее образование. Представители этой группы не такие активные интернет-пользователи, как в двух вышеописанных группах: лишь 61% пользуются интернетом каждый день. Материальное положение «активистов» значимо не отличается от показателей в целом по населению.

Альтруисты

«Альтруисты». Эта группа не похожа на три предыдущие, однако ей не чуждо помогающее поведение на ближней социальной дистанции, присущие «волонтёрам". Они составляют 13% россиян. «Альтруистам» свойственны помощь незнакомым и пожертвования на благотворительность.

В этой группе возрастные категории представлены следующим образом: 18-30 лет - 27%, 31-45 лет - 25%, 46-60 лет - 27%, старше 60 лет - 21%. 28% «альтруистов» имеют высшее образование, 58% пользуются интернетом каждый день, 11% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб., 6% занимают руководящие должности.

россияне-3

Гражданские обыватели

«Гражданские обыватели» - акторы гражданского участия, чье помогающее поведение распространяется только в пределах ближайшего окружения (15% россиян). Они оказывают помощь коллегам, соседям, друзьям, близким.

Возрастные категории «гражданских обывателей» распределены примерно одинаково: 18-30 лет - 26%, 31-45 лет - 25%, 46-60 лет - 28%, старше 60 лет -21%. 24% «гражданских обывателей» имеют высшее образование, 54% пользуются интернетом каждый день, 10% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб. (как в среднем по России), и только 4% занимают руководящие должности.

Социально-пассивные россияне

Веб-обыватели

«Веб-обыватели» составляют 20% россиян. Активны только в виртуальном пространстве.

В этой социальной группе возрастные категории представлены следующим образом: 18-30 лет - 41%, 31-45 лет - 34%, 46-60 лет - 18%, старше 60 лет - 7%. 31% «веб-обывателей» имеют высшее образование, 100% пользуются интернетом каждый день, 10% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб., и лишь 5% занимают руководящие должности.

Гражданские аутсайдеры

«Гражданские аутсайдеры» составляют 23% россиян. Они не включены ни в одну из реципрокных практик ни в реальном, ни в виртуальном пространстве.

Среди «гражданских аутсайдеров» возраст 18-30 лет составляет 7%, 31-45 лет - 15%, 46-60 лет - 29%, старше 60 лет - 49%. 13% представителей этой группы имеют высшее образование, интернетом каждый день не пользуются, только 2% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб., 55% «аутсайдеров» - неработающие пенсионеры.

россияне-4

Политическая активность

Пёстрая, хотя в целом спокойная, картина настроений возникает, когда речь заходит о массовых акциях, митингах, демонстрациях. Большинство респондентов (51%) не намерены поддерживать ни сторонников нынешних российских властей, ни их противников. Пятая часть (20%) респондентов говорили, что будут высказываться в поддержку властей, но на митинги ходить не намерены, ещё 10% готовы были пойти на митинг в поддержку властей. И всего лишь 5% респондентов заявляли о своей готовности принять участие в митингах и демонстрациях против властей.

(Иллюстрации - польская художница Barbara Licha)

+++

Курсы «Практикум» приглашают вас на лекцию «Telegram для блогинга и бизнеса». На ней вы познакомитесь с основными принципами запуска контентных проектов в Telegram, трендами, форматами, стратегиями развития и монетизации каналов, а также возможностями для продвижения вашего бизнеса.

Наши лекторы — создатели одного из крупнейших русскоязычных авторских каналов, насчитывающего 16,5 тысяч подписчиков — «Красный Сион» (t.me/redzion) журналисты Павел Пряников и Alexei Alikin

тел-2

Лекция пройдёт 14 ноября в центре Москвы (2 минуты пешком от станции Добрынинская) с 19.30 до 21.30.
Стоимость участия — 2000 рублей.

Предварительная запись: info@practicum.media
+7 (916) 679-40-87, Ольга

Страница Фейсбук

Страница Вконтакте

+++

Ещё в Блоге Толкователя о социально-активных россиянах:

Справедливость в представлении молодёжи: честный суд, борьба с бедностью, свобода

Российское общество крайне несправедливое. Доход определяет статус, а не квалификация. Власть не борется с бедностью. Как побороть несправедливость? Для этого нужны справедливый суд (54%), поддержка предпринимательства (66%), бесплатное здравоохранение (75%) и поддержка государством выходцев из бедных семей (72%). Такой видят справедливость российская молодёжь, как показывает исследование «Российского общества социологов».

справ-гл

***

44% россиян готовы жить без государства

В 2011-2015 годах в России произошла настоящая революция, которую мало кто заметил — за это время резко выросла доля «самодостаточных» россиян — уверенных в способности обеспечить себя и свою семью и не нуждающихся в поддержке государства: с 34% населения до 44%. Также их главная установка: частная собственность — основа свободы.



+++

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — blog.tolkovatel@mail.ru

Карта Сбербанка — 5469 3800 8261 5112

Теги:


 

Архивы